По Гэллапу, в момент, когда вы зеваете, мощное напряжение в челюсти вызывает приток крови к шее, лицу и голове. Одновременно глубокий вдох вызывает отток спинной жидкости и крови от мозга. Прохладный вдыхаемый воздух охлаждает эти потоки.
"Оба этих процесса действуют как радиатор, - говорит Гэллап, - заменяя слишком теплую кровь мозга более холодной, поступающей из легких и конечностей. Поэтому мы зеваем чаще в холодном воздухе, чем в теплом".
Чтобы проверить свою идею, Гэллап послал сотрудников лаборатории на улицу, где те опросили 80 прохожих. Каждому из них была предъявлена фотография зевающего человека. Показывали два раза – зимой и летом. Как известно, зевание заразительно. В холодное время года с температурой 22 градуса Цельсия при взгляде на фотографию зевнуло 45% прохожих, летом при 37 градусах Цельсия – 24% (дело происходило в жаркой Аризоне).
Свою идею Гэллап проверял до этого на крысах и попугаях, наблюдая за ними при высоких и низких температурах – эффект был тот же.
Правда, медицинский мир в отношении причин зевания так и остался расколот. Оппоненты Гэллапа утверждают, что глупо иметь механизм охлаждения, который отказывает в тот самый момент, когда он нужен больше всего – при высоких температурах. Да и вообще они сомневаются, нужен ли такой механизм, если есть более эффективные – например, потоотделение. Многие из них склоняются к мысли, что зевание несет какую-то социальную функцию – недаром оно так заразительно. Человек, более склонный зевать при виде другого зевающего, более коммуникабелен, считают он. Более того, они заявляют, что при зевании от человека к человеку идет передача какой-то информации. Какой – неизвестно, поскольку это процесс, управляемый подсознанием.
Читайте на CNews Почем бессмертие для народа Нужна ли сертификация ИТ-специалистов для СМБ? ИТ-услуги для малого бизнеса: цунами приближается