Кубанский государственный технологический университет

Вслед за спутником Россия потеряла транспортный корабль «Прогресс»

01-12-2011
Согласно официальному заявлению Роскосмоса, запущенная 24 августа в 17.00 с космодрома Байконур ракета-носитель «Союз-У» с грузовым транспортным кораблем «Прогресс М-12М» потерпела аварию, в результате которой корабль не вышел на заданную орбиту. Запущенная в 17.00 с космодрома Байконур ракета-носитель потерпела аварию, в результате которой «Прогресс М-12М» не вышел на заданную орбиту

По предварительным данным, неполадки возникли на 325 секунде полета, во время работы третьей ступени. В этот момент произошло нарушение работы двигателя, что привело к его аварийному отключению. Практически в это же время связь с кораблем была потеряна.

Последние телеметрические данные свидетельствуют о падении давления в топливном баке третьей ступени.

Обломки аппарата упали в Чойском районе республики Алтай

Роскосмос констатирует, что «Прогресс» не вышел на заданную орбиту. Судя по всему двигатели третьей ступени не выдали достаточную тягу, и корабль просто не смог выйти на орбиту и упал на землю, частично разрушившись еще в полете. Есть сведения, что обломки аппарата упали в Чойском районе республики Алтай.

«Прогресс М-12М» должен был доставить на Международную космическую станцию почти 3 тонны груза

«Прогресс М-12М» должен был доставить на Международную космическую станцию почти 3 тонны груза, в том числе кислород, топливо и продукты питания. Для разбившегося корабля уже освободили стыковочный шлюз – вчера «Прогресс М-11М» отстыковался от служебного модуля «Звезда».

Сам «Прогресс» является одним из самых надежных космических аппаратов в истории космонавтики. Он летал ко всем советским и российским космическим станциям, а впоследствии успешно выполнял рейсы на МКС.

Надо отметить, что отказы и нештатное срабатывание ступеней с российскими ракетами «Протон» и непилотируемыми «Союз» в последнее время случаются достаточно часто. В случае со спутником «Экспресс-АМ4» причиной потери космического аппарата стал сбой в системе управления разгонным блоком «Бриз-М». Ситуация была похожа на нынешний случай с «Прогрессом»: последняя ступень (разгонный блок) начала разгон, а потом резко прекратилась передача телеметрических данных и прервалась связь. Это может быть вызвано производственным браком, некачественной сборкой или комплектующими ненадлежащего качества, которые не выдерживают нагрузок, особенно мощных вибрационных, к снижению которых в непилотируемых миссиях гораздо более мягкие требования, чем в миссиях пилотируемых.

Западные специалисты также часто критикуют российскую схему подготовки к запуску, которая практически не изменилась с советских времен. В частности «слабым местом» является обилие ручных операций во время подготовки к старту, включая ответственный процесс заправки и подключения агрегатов. Этот человеческий фактор, видимо, стал причиной падения 5 декабря прошлого года спутников «Глонасс» в Тихий океан в районе Гавайских островов. Комиссия, расследующая причины катастрофы, пришла к выводу, что в топливный бак последней ступени залили лишние 1,5 тонны топлива.

По заявлению представителей страховой компании «Русский страховой центр», запуск космического корабля «Прогресс М-12М» был застрахован на сумму 3 млрд рублей. Однако только за эту неделю это уже вторая космическая катастрофа российских ракет. Вместе с неудачным запуском спутника «Экспресс-АМ4» 18 августа, а также неудачным пуском трех спутников ГЛОНАСС в прошлом году, сумма ущерба составляет 16 миллиардов рублей. Кроме того, в феврале этого года из-за проблем с разгонной ступенью был потерян военный геодезический спутник «Гео-ИК-2», в результате чего министерство обороны осталось без современной геодезической се