Карта новостей

Календарь

2016
Июнь
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   


Р.Уеллек. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ В СВЕТГ: МАРКСИЗМА И ФОРМАЛИЗМА. Страница 12

Все эти вопросы действительно вставали на протяжении веков, причем неоднократно;некоторые из них актуальны и сей­час. Но за кажущимся богатством возможностей, предложен­ных Уорреном для рассмотрения, скрывается вполне определен­ная тенденция обойти кардинальные вопросы, затемнить их зна­чение для читателя.

Это касается, прежде всего, познавательного значения искус­ства. Ставить его на один уровень с другими возможны­ми функциями литературы неправомерно. Литература — важ­нейшее средство художественного познания действительности. Эта истина опять может показаться слишком простой, даже примитивной по сравнению с тем «высоким» уровнем, который предлагают нам авторы «Теории литературы», но это один из тех бесспорных фактов, которые побивают многие хитроумные концепции, приуменьшающие или вовсе отвергающие познава­тельное значение литературы.

Второй важнейший вопрос — общественная функция литера­туры. Уоррен сводит его к пропаганде и с торжеством отвергает такое назначение литературы, как противоречащее самой сущ­ности искусства. Но вопрос на самом деле так не стоит. Пропа­ганда может, конечно, пользоваться приемами искусства, но от этого она не становится эстетическим фактом. Речь должна ид­ти о том, безразлично ли искусство и сам художник по отноше­нию к насущным потребностям общества, к социальным движе­ниям его времени и к борьбе партий. Реальная история литера­туры со всей достоверностью свидетельствует о том, что никогда великое искусство не стояло в стороне от общественной жизни, Иное дело степень близости художника к конкретным социаль­но-политическим движениям его времени. Искусство связано с жизнью времени, с чаяниями народа. Художник не безразли­чен к тому, что его окружает. По-своему, он всегда человек своего времени, сын своего века. Характер взаимоотношений ху­дожника с обществом, с общественными движениями сложен и простым решениям не поддастся. Но общественное содержа­ние, социальная значимость искусства — факт, в наших глаза к неоспоримый. Его нельзя затемнить разговорами об эстетиче­ской самоценности искусства. Однако тенденцией оторвать, про­тивопоставить общественное значение литературы и ее художест­венные достоинства проникнута вся книга Уэллека и Уоррена.

 
<< Первая < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > Последняя >>

Страница 12 из 130