Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 229

Деструкция метафизики в понимании соотношения философии и теологии становится критикой разрушительного для обеих отождествления философской и теологической истин. Эта критика относится и к метафизике в ее первона­чальном наброске бытия сущего, и к теологическому направлению этой метафи­зики, выступающему как онто-теология, которая вопрос о мире превращает в гипотезу двух миров: природной и сверхприродной истины, в вопросе о челове­ке превращает его в наличное сущее и в вопросе о Боге наталкивается на неиз­бежность Его смерти.

Хайдеггер считает, что в прошлой метафизике существовал общий радиус смысла истолкования вопроса о бытии: «опыт бытия как присутствия или даже как присутствующего присутствия» [8, 141], бросание сущего в его сущность, будь это присутствие присутствующего, предметность предметного, действи­тельность действительного, или будь это связано с субьективным выражением истины как воли и ценности. Метафизика, хотя и обдумывает «сущее как тако­вое, но само это "как таковое" не обдумывает». В метафизическом признании преимущества сущего и самоочевидности бытия истина бытия лишается воз­можности стать собственно философским вопросом. Сущностью метафизиче­ского вопроса о бытии оказывается для Хайдеггера «нигилизм», поскольку он показывает, что «в явлении сущего как такового в целом ничто же несть с са­мим бытием и его истиной, притом так, что истина сущего как такового призна­ется за бытием — ибо ведь отсутствует и в нетях пребывает истина бытия» [2, 214]. Этот нигилизм есть внутреннее ядро метафизической философии, и он непреодолим до тех пор, пока о бытии думают как о сущем.

Для Хайдеггера совершенно ясно, что в значительной мере забвение бытия в метафизике основано на сопряжении философии с теологией, которая во мно­гом определяла философские вопросы. В высказываниях о Боге философия на­ходила те ответы, которые принимались как сущность бытия, как логос сущего. Бог, точнее, теологическое понимание Бога, хотя и явно воспринимается в ме­тафизической философии как ее недостающая основа, но само трактуется в су­женном смысле: как высшее сущее, являющееся причиной всего существующе­го. В таком рассмотрении сущего как такового, сущее понимается не в «свете бытия», а через высшее сущее. Истина бытия становится в таком подходе само­очевидной и остается непродуманной, особенно когда в Новое время высшее сущее определяется как абсолют, как безусловная субъективность. В контексте критики метафизического мышления как нигилизма оказывается, что откры­тость философии для теологических вопросов стали роковыми, и это стало ос­новой для хайдеггеровского требования «преодоления метафизики».

 
<< Первая < Предыдущая 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 Следующая > Последняя >>

Страница 99 из 177