Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 227

9. Шпарага О. Феноменология опыта: опыт как «почва и горизонт» познания // Логос. 2001. №2. С. 103-122.

С.А. Коначева (Москва)

Метафизика как онто-теология: соотношение философии и богословия в работах позднего Хайдеггера

Бог и бытие, философия и теология — давняя проблематика западной мыс­ли, прошедшая через эпохи интенсивного осмысления и почти полного забве­ния. В XX веке этот вопрос был поставлен с новой остротой, заставившей вер­нуться к началам западной цивилизации, заново помыслить ее двойную принад­лежность к истинному бытию Парменида и Гераклита и открывающему себя Богу Моисея, пророков и Христа. Для самой философии возвращение к такой тематике связано с определением ее сути и специфики по отношению к иным формам культуры и сознательного опыта. Ключевым моментом в понимании диалога философии и теологии представляется обращение к мысли Хайдеггера, который не только глубочайшим образом раскрывает сущность философии как фундаментальной онтологии, но и строго разграничивает ее предметную об­ласть и предметы позитивных наук. Анализ хайдеггеровских представлений о соотношении философии и теологии может стать подготовительным шагом в осознании философией самой себя в своей несводимости к другим наукам, ми­ровоззрению или идеологии. С другой стороны, в таком разграничении и теоло­гия может начать искать свой язык, не связанный с метафизическими абстрак­циями «платонизма для народа», язык, адекватный опыту веры.

Мартин Хайдеггер уже в ранних работах писал о том, что в основе исход­ного христианского понимания человека лежит гораздо более глубокий опыт, чем тот, который представляет метафизика, превратившая изначальное христи­анство в христианскую философию и теологию. В постоянном смешении той и другой были преданы забвению их принципиальные различия. В статье «Фено­менология и теология» Хайдеггер показывает, что только понимая абсолютное отличие теологии как позитивной науки о сушем от философии как науки о бытии, можно ставить вопрос об их взаимосвязи. Теология есть наука о вере не только потому, что и веру, и веруемое она берет в качестве своего предмета, но и потому, что она сама исходит из веры. Это наука, которую вера порождает и оправдывает в себе самой. Как экзистируюшее отношение к Распятому Иисусу вера есть способ существования исторического вот-бытия. Поэтому, по Хайдег- геру, «теология, будучи наукой о вере, как о некоем событийно-историческом (geschichtlich) способе бытия, есть в своей глубочайшей основе историческая (historische) наука», которая стремится только к прозрачности христианского свершения, открывающейся в веровании и в нем очерчивающей свои грани­цы (1, 10].

 
<< Первая < Предыдущая 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 Следующая > Последняя >>

Страница 97 из 177