9. Шпарага О. Феноменология опыта: опыт как «почва и горизонт» познания // Логос. 2001. №2. С. 103-122.
С.А. Коначева (Москва)
Метафизика как онто-теология: соотношение философии и богословия в работах позднего Хайдеггера
Бог и бытие, философия и теология — давняя проблематика западной мысли, прошедшая через эпохи интенсивного осмысления и почти полного забвения. В XX веке этот вопрос был поставлен с новой остротой, заставившей вернуться к началам западной цивилизации, заново помыслить ее двойную принадлежность к истинному бытию Парменида и Гераклита и открывающему себя Богу Моисея, пророков и Христа. Для самой философии возвращение к такой тематике связано с определением ее сути и специфики по отношению к иным формам культуры и сознательного опыта. Ключевым моментом в понимании диалога философии и теологии представляется обращение к мысли Хайдеггера, который не только глубочайшим образом раскрывает сущность философии как фундаментальной онтологии, но и строго разграничивает ее предметную область и предметы позитивных наук. Анализ хайдеггеровских представлений о соотношении философии и теологии может стать подготовительным шагом в осознании философией самой себя в своей несводимости к другим наукам, мировоззрению или идеологии. С другой стороны, в таком разграничении и теология может начать искать свой язык, не связанный с метафизическими абстракциями «платонизма для народа», язык, адекватный опыту веры.
Мартин Хайдеггер уже в ранних работах писал о том, что в основе исходного христианского понимания человека лежит гораздо более глубокий опыт, чем тот, который представляет метафизика, превратившая изначальное христианство в христианскую философию и теологию. В постоянном смешении той и другой были преданы забвению их принципиальные различия. В статье «Феноменология и теология» Хайдеггер показывает, что только понимая абсолютное отличие теологии как позитивной науки о сушем от философии как науки о бытии, можно ставить вопрос об их взаимосвязи. Теология есть наука о вере не только потому, что и веру, и веруемое она берет в качестве своего предмета, но и потому, что она сама исходит из веры. Это наука, которую вера порождает и оправдывает в себе самой. Как экзистируюшее отношение к Распятому Иисусу вера есть способ существования исторического вот-бытия. Поэтому, по Хайдег- геру, «теология, будучи наукой о вере, как о некоем событийно-историческом (geschichtlich) способе бытия, есть в своей глубочайшей основе историческая (historische) наука», которая стремится только к прозрачности христианского свершения, открывающейся в веровании и в нем очерчивающей свои границы (1, 10]. |