Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 225

Возвращаясь к понятию Другого, которое было инициировано феноменоло­гией и, как известно, стало знаковым для философии, называющейся некласси­ческой, постклассической или даже постнеклассической, нам интересно провес­ти пунктирные линии перспективы, выходящие из точки «поворота», в данном случае, от трансцендентальной эгологии к трансцендентальной интерсубъек­тивности. Обращение к теме Другого в феноменологическом варианте — это картезианский ход поиска «божественных гарантий», но этот ход был сделан Гуссерлем не в сторону метафизики, а в сторону онтологии.

«Божественные гарантии» теперь исходят из онтологической обеспеченно­сти «моего Ego» и «другого Ego». При этом Другой получает атрибуты своего существования через «меня», из «моего» центрального местоположения в «мо­ем» мире «собственного». Другой наделяется телесностью и статусом «транс­цендентального Ego», становясь модальностью, модификацией «моего Ego». «Моей» суверенности как субъекта при таком раскладе ничего не угрожает: «мое Ego» допускает существование «другого Ego» как «моего» анонимного двойника, alter ego, любого «другого», не являющегося «Я-полюсом» «моего» мира. Такой ракурс интерсубъективной трансцендентальной интенционально- сти можно обозначить, используя термин из живописи, эффектом прямой пер­спективы. «Мое Ego» обладает исключительной монополией на «точку зрения», на собственный наблюдательный пункт, в то время как за Другим признается только гипотетическая возможность направить на «меня» встречный взгляд.

Вместе с тем, нужно также признать, что фигура Другого была введена в одиночество трансцендентального субъекта не в качестве условной метафизи­ческой подпорки, в чем можно убедится, вспомнив о том, что наряду с эффек­том прямой перспективы существует эффект обратной перспективы, когда «мое Ego», в свою очередь, оказывается в поле зрения Другого и теперь уже «мой» черед испытать на «себе» взгляд Другого. Подобная структура взгляда Другого, делающего «меня» объектом чьего-то равнодушного или пристрастного внима­ния, описана Ж.-П. Сартром в «Бытии и ничто». Смена прямой и обратной пер­спективы в отношении «Я-Другой», как нетрудно догадаться, воспроизводит субъект-объектную структуру, с той только разницей, что в данном случае субъект и объект взаимозаменяемы.

 
<< Первая < Предыдущая 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 Следующая > Последняя >>

Страница 95 из 177