Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 223

Второй проблемный момент феноменологической теории «опыта чужого» — аппрезентативное конституирование смысла «другое Ego». Аппрезентатив- ная данность «другого Ego», как мы помним, согласно Гуссерлю, есть модифи­кация «моего Ego» в «моей собственной» трансцендентальной сфере. Наиболее расхожее возражение, которое выдвигалось Гуссерлю по поводу аппрезентации и аналогизирующего переноса, — это то, что с точки зрения феноменологиче­ского метода конституирование смысла «другое Ego» посредством такой логи­ческой операции, как аналогия, по меньшей мере некорректно, поскольку в этом случае сознание предстает некоторой сущностью, чьи свойства можно перене­сти на другую сущность при условии некоторого обнаруженного между ними тождества [7, 23]. Безусловно, в этом случае вывод по аналогии оказывается в противоречии с самими основами феноменологии и ставит под удар всю теорию «опыта чужого». Кроме того, конституирование смысла «другое Ego» путем создания бесчисленных проекций «моего Ego» на подобные «моему» психофи­зические тела, судя по всему, не устраняет вопроса о солипсизме трансценден­тальной феноменологии.

Неудовлетворенность таким решением проблемы интерсубъективности бы­ла впоследствии высказана не только критиками Гуссерля, но и самим основа­телем феноменологии, что нашло отражение в его более поздних работах, как в опубликованных при жизни автора, так и в архивных материалах. Например, учение о перво-Я, рассматриваемое в статье Е. Борисова «Проблема интерсубъ­ективности в феноменологии Э. Гуссерля», дает представление о методологиче­ских поисках Гуссерля после публикации «Картезианских медитаций» [1]. Так, в сохранившейся заметке под длинным заголовком «Ночной разговор: Редукция к абсолютному Я первоначального течения потока, которое содержит в себе бытие собственного и другого Я. Бесконечность первоначальных ego. Монадо­логия» (XV том «Гуссерлианы») Гуссерль вводит понятие «последней редук­ции» и «перво-Я». «Последняя редукция» представляется Гуссерлем как «ре­дукция, направляющая взгляд на абсолютно изначальную жизнь, на первона­чальное Я-есмь, на течение, на изначально-пассивное течение потока, а также на действия, идентификации и другие акты моего Я, но как протекающие в этом течение» [1]. Иначе говоря, «последняя редукция» к некоторому «перво-Я», или к «первомонаде», или к «первоначальной жизни» [1] есть редукция к изначаль­ному допредикативному трансцендентальному единству сознания, характери­зующемуся пассивной интенциональностью и неразличимостью «моего Ego» и «другого Ego». Таким образом, «перво-Я» имеет конститутивное первенство по отношению к ego и alter ego.

 
<< Первая < Предыдущая 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 Следующая > Последняя >>

Страница 93 из 177