Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 222

Для того, чтобы разъяснить трансцендентальный статус аналогизирующей модификации, Гуссерль приводит следующее «поучительное сравнение». «Мое» прошлое может быть дано «мне» только в воспоминании «как прошед­шее настоящее, т.е. как интенциональная модификация» [4, 103]. Другими сло­вами, «мое» прошлое предстает в актуальном настоящем «моего» живого при­сутствия интенциональным модусом «моего Ego». В акте воспоминания «я» о­современиваю «мое» прошлое «я», делаю его актуально со-присутствующим «себе». Аналогично, по мнению Гуссерля, должен переживаться аппрезентатив- ный опыт «другого Ego», только теперь уже «другой», а не «мое» прошлое, яв­ляется интенциональной модификацией моей самости. При этом еще раз важно отметить, что «мое» прошлое и «другой» не даны «мне» презентативно, по­скольку ни «другой», ни «мое» прошлое не замещают «мое» актуальное на­стоящее «я» [5, 98].

Таким образом, по мнению Гуссерля, соблюдены все необходимые условия в трансцендентальном конституировании смысла «другое Ego»: в приморди- нальной сфере «мое первичное Ego конституирует другое по отношению к себе Ego посредством аппрезентативной апперцепции, которая в силу своего своеоб­разия никогда не требует и не допускает осуществления посредством презента­ции» [4, 106]. Далее Гуссерлю остается только описать конституирование сооб­щества множества трансцендентальных Ego или монад [2] на основе установ­ленного факта со-присутствия в исходно-первичной сфере «моего Ego» и «дру­гого Ego».

В нашу задачу не входит рассмотрение структуры трансцендентальной ин­терсубъективности, поэтому подведем некоторый итог проведенного Гуссерлем в V медитации конституирования смысла «другое Ego» через истолкование «опыта чужого». Первое, что можно отметить, — «опыт чужого», безусловно, «дополняет опыт, понимаемый как "опыт самих вещей" и "опыт меня самого"» [9]. Между тем, «опыт чужого», с точки зрения методологической «чистоты» феноменологического проекта, очевидно, является самым проблематичным, по крайней мере, как нам кажется, по следующим обстоятельствам. С одной сторо­ны, уже постановка вопроса об истолковании «опыта чужого» противоречит началу трансцендентальной эгологии Гуссерля, поскольку «размыкает» авто­номное «одиночество» трансцендентального субъекта. С другой стороны, не смотря на указанное противоречие, такой поворот в феноменологическом ис­следовании, как уже сказано, был во многом предопределен тем, что мысль Гуссерля «двигалась» так же, как «двигалась» мысль Декарта, а именно: Гус­серль, равно как и Декарт, начинал философию с себя, с своего конкретного Я. В таком случае совершенно очевидно, что на каком-то этапе изыскания Гус­серль столкнулся с необходимостью использовать философский потенциал, заключенный в исходной точке всей феноменологии — в интенциональной жизнедеятельности сознания, которая исследуется феноменологом от первого лица и является «моей», т.е. «моей собственной», что, в свою очередь, позволи­ло различить опыт «меня самого» и опыт чуждой «мне» интенциональной ак­тивности. И уже на этом основании в рамках трансцендентальной феноменоло­гии стало возможным выйти на проблему интерсубъективности и сделать объ­ектом внимания философии феномен социального, бывший до этого момента на периферии философской рефлексии (достаточно вспомнить значимое и демон­стративное дистанцирование от социальных факторов в деятельности философа в новоевропейской философии).

 
<< Первая < Предыдущая 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 Следующая > Последняя >>

Страница 92 из 177