Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 140

В своих рассуждениях о состоянии европейской культуры и Шпенглер, и Сорокин исходят из понимания культуры как единого органического или сис­темного целого, основание которого объективно задано либо некой абсолют­ной, трансцендентной миру, силой, либо естественным развитием культуры как единства. При таком понимании культура предстает в образе некоего глобаль­ного субъекта, наподобие гоббсовского Левиафана, который существует не только независимо от человека, но и подчиняет его существование своим объек­тивным формам.

И та, и другая трактовка культуры страдают натурализмом, наивность ко­торого была подвергнута критике Эдмундом Гуссерлем. В работе «Кризис ев­ропейского человечества и философия» (1935) он выдвигает тезис о том, что кризис европейской культуры своим основанием имеет ограниченность того способа мышления, который господствует в разуме новоевропейского челове­ка: «А что, если весь изображенный здесь способ мышления, — пишет Гус­серль, — основан на предрассудках и именно его воздействие повинно в болез­нях Европы? Я убежден, что это действительно так...» [5, 105]. Он указывает на «заблуждения новоевропейского рационализма» как на корень кризиса европей­ской культуры [5, 119].

В отличие от позиций Шпенглера и Сорокина, которые относят основания кризиса к сферам недоступным для человека, Гуссерль считает, что человек, осознавший истинные причины своего кризисного состояния, способен не толь­ко понять природу кризиса, но и влиять на него. По его мнению, ограничен­ность «наивного объективизма» лежит в основании острых проблем, которыми насыщена научно-интеллектуальная и общественно-политическая жизнь совре­менных западных государств. Осознание ограниченности объективирующего мышления позволяет надеяться на возможность его преодоления путем критики натурализма традиционного мышления и перехода к новому типу рационально­сти [5, 119-126]. Выясним истоки этой ограниченности.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 10 из 177