Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 216

И все-таки, несмотря на все отличия, думаю, можно говорить о своеобраз­ной модифицированной версии феноменологии, присутствующей в интуити­визме Лосского. Реализм сам по себе не противопоказан феноменологии. Реа­лизм вполне объясним как феноменология без процедуры феноменологической редукции. Гораздо опасней для феноменологического метода отход от эмпири­ческого уровня постановки и решения проблем, произвольное обращение к ме­тафизическим конструкциям, неподкрепленным непосредственной интуицией. Лосский — великолепный метафизик, построивший метафизическую конструк­цию, вроде бы внутри себя не противоречивую, вроде бы все объясняющую, синтезирующую и все примиряющую (идеализм и реализм, волюнтаризм и ин­туитивизм, эмпиризм и рационализм, номинализм и реализм, науку и религию, трансцендентность и имманентность). Но она остается, в терминах Гуссерля, «пустым подразумеванием», «мнением», интенцией, которую невозможно ис­полнить («осуществить») в созерцании, следовательно, она лишена феномено­логической очевидности. С другой стороны, Лосский — настойчивый феноме­нолог, занятый постоянными различениями в сфере опыта, внимательным опи­санием психических актов. Он следит за данными непосредственного пережи­вания. Как феноменолог он опирается на интеллектуальную (сущностную) ин­туицию, которая сообщает ему знание о сущности интуиции вообще, о видах интуиции и их интенциональных коррелятах. Как феноменолог он видит правду в «наивном реализме», верящем в объективность действительности, «живущем» этой действительностью, он справедливо расширяет понятие опыта до подо­бающих ему компетенций и неуклонно стремится к беспредпосылочному зна­нию.

В заключении скажем еще об одном интересном факте. В 1939 году Лос- ский, познакомившись с французским переводом «Картезианских медитаций», написал довольно резкую по тону и мало справедливую статью о трансценден­тальном идеализме Гуссерля, солидаризируясь только с его интуитивистской платформой [17]. Статья написана, чтобы окончательно размежеваться с немец­ким философом. Что это как не симптом той значимости, которой обладала для Лосского философия Гуссерля все это время? Американский литературовед X. Блум сказал бы в этом случае, что налицо «страх влияния», «сумасшедший страх задолжать» [18, 11], который разыгрывается только между «сильными» творцами, в результате которого один из них, постоянно перечитывая другого, творчески его исправляет и «преднамеренно неверно толкует своего предшест­венника» [18, 41].

 
<< Первая < Предыдущая 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 Следующая > Последняя >>

Страница 86 из 177