Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 214

В принципе, гносеологическую координацию, поскольку она есть «условие возможности истины о предмете» [там же], условие интуитивной данности дей­ствительности, можно было бы счесть аналогом априорного «онтологического познания» М. Хайдеггера, являющегося условием познания оптического: «Ко­нечное познающее существо способно относиться к сущему, которым оно само не является и которое оно не сотворило, лишь в том случае, если это уже налич­ное сущее само по себе может обнаруживаться для него. Однако для того, чтобы оно могло выявится как то сущее, которое оно есть, оно изначально уже должно быть вообще "познано" как сущее, то есть в отношении своего бытийного со­става. А это значит: онтологическое <... > познание есть условие возможности того, что конечному существу вообще может пред-стоять некое сущее» [16, 39].

Но если «онтологическое познание» у М. Хайдеггера имеет чисто феноменоло­гический смысл, то есть является первичным фундаментальным опытом «суще­го в целом» (бытия), то гносеологическая координация у Лосского — это ис­ключительно метафизический принцип, равно гносеологический и онтологиче­ский. Гносеологическая координация сама обеспечена чем-то вроде «предуста­новленной гармонии» Лейбница или, по Лосскому, имманентностью всего все­му [11, 149]. «Идея всепроникающего мирового единства» [11, 242], частичного бессознательного единосущия всех субстанциальных деятелей или идея органи­ческого миропонимания, которая неожиданно пришла Лосскому, по его же соб­ственным необычайно литературным воспоминанием, около 1898-го г. [там же], стала центральной и подспудной идеей его творчества, которая с самого начала требовала гносеологического оправдания. Правда, гносеологическое оправдание — учение интуитивизма, — в свою очередь, опирается у Лосского на органиче­скую метафизику, получая в ней свое онтологическое оправдание. Феноменоло­гическая идея интенциональности, идея различия акта и предмета, как и учение о категориальной интуиции, потребовались Лосскому в конечном итоге для гносеологического оправдания метафизики.

 
<< Первая < Предыдущая 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 Следующая > Последняя >>

Страница 84 из 177