Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 213

Если до сих пор все, что различено Лосским, имеет вполне очевидные деск­риптивные основания и может быть отнесено к подлинно феноменологической практике, дальнейшие положения, сохраняя феноменологическую терминоло­гию, обнаруживают метафизические импликации. Так, например, Лосский вво­дит абсолютно феноменологическое понятие истины «как самосвидетельства предмета о себе» [II, 343], по сути, совпадающее с «принципом всех принци­пов», где говорится об оригинальной самоданности предметов в интуиции [14, 60]. Но это «самосвидетельство» трактуется русским философом уже рамках метафизики конкретного идеал-реализма, и последняя фраза «принципа всех принципов» о том, что все, что себя дает, нужно принимать «только в тех рам­ках, в каких оно себя дает» (там же), не играет в метафизической системе ника­кой роли. В итоге понятие интенциональности из того содержательного контек­ста, который оно приобрело в философии Брентано и Гуссерля, частично воз­вращается у Лосского в тот контекст, в каком оно фигурировало в средневеко­вом томизме.

Дело в том, что Брентано своим intentionale Inexistenz (как и «интенцио- нальным отношением», «направленностью на объект») задал непростую задач­ку. Интенциональность — особая, ни к чему не сводимая, структура опыта. Гус­серль, утверждавший трансцендентность интенционального предмета по отно­шению к психическому акту, подчеркивал, что это не метафизическая, а логиче­ская трансцендентность, что интенциональный предмет есть логический субъ­ект возможных предикатов. Г. Ланц так писал об уникальном онтологическом статусе интенциональности: «Интенциональное отношение не является некой разновидностью реальных отношений <...> Интенциональное отношение — это особый, радикально отличающийся от всех прочих вид отношений: его нельзя свести к логическим, ни к каузальным либо математическим отношениям; оно также не поддается объяснению, поскольку объяснение состоит в сведении к более простым, уже понятным элементам; мы в состоянии лишь указать на Интенциональное отношение и со ссылкой на наше собственное переживание описать его...» (курсив автора. — В.Л.) [15, 44]. Лосский же, признавая своеоб­разие интенционального отношения, не сводящегося ни к пространственному, ни к временному (хотя здесь еще стоит поспорить!), ни к каузальному [II, 147], не удержался на кромке чистого интенционализма и сорвался в онтологизм тра­диционного типа. Интенциональное отношение («Интенциональное целое»), понимается им как «сверхиндивидуальное единство субъекта и внешнего мира» [II, 333]. Интенциональность становится, таким образом, метафизическим по­нятием. Собственно говоря, поэтому он вводит дополнительный термин, харак­теризующий данное отношение, — «гносеологическую координацию» [там же], — подчеркивающий равноправие обоих сторон интенции (субъекта и объекта).

 
<< Первая < Предыдущая 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 Следующая > Последняя >>

Страница 83 из 177