Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 212

Вслед за Брентано Лосский под интенциональностью понимает направлен­ность психического акта на нечто, не состоящую с этим нечто в причинных отношениях. Как и Брентано, Лосский полагает, что интенциональные акты могут быть направлены на внешние предметы и на сами психические акты, яв­ляющиеся в таком случае «предметами» (в терминологии Брентано: «первич­ные» и «вторичные объекты», см.: [12, 90-91]). Брентано делил интенциональ- ные акты на три класса: представления, суждения и эмоции («чувства любви и ненависти»), относящиеся к своим интенциональным коррелятам неодинаковым образом [12, 82-83]. Представления, с его точки зрения, фундируют все осталь­ные акты. В свою очередь Лосский различает следующие классы интенциональ- ных актов, также различными способами имеющие в виду соответствующие аспекты внешнего мира: 1) интеллектуальные акты (представление в фантазии и припоминании, теоретические: внимание и сравнение); 2) акты простого чувственного восприятия (виденье, слышание и т.п.); 3) эмоциональные ими волевые акты (желания, стремления, в том числе и чувства, направленные на ценность); 4) особые акты «имагинативного видения», «прозорливости», «при­общения», «встречи» (тут Лоский по понятным причинам не дает точных на­званий). Видно, что типология Лосского, учитывающая теперь и феноменоло­гию ценности М. Шеллера, отличается от брентановской, но, тем не менее, объ- емлет все виды выделенных им актов, по-другому их группируя. Добавляется только четвертый вид актов, нужный русскому философу для обоснования воз­можности религиозного опыта. И в соответствии с данной типологией Лосский различает четыре вида интуиции, каждая из которых относится к своему виду предметности. 1) Чувственная интуиция есть непосредственное знание транс­субъективных чувственных качеств (цвета, звука, запаха, пространственных форм предметов). Для доказательства транссубъективности чувственных ка­честв Лосский во всех своих текстах привлекает философию А. Бергсона. В данный класс кроме всего прочего Лосский записывает еще и акты так называе­мого нечувственного («духовного») восприятия чувственной реальности (вос­поминания транссубъективного прошлого, ясновиденья, восприятия чужой ду­шевной жизни). 2) Интеллектуальная интуиция есть непосредственное знание отвлеченных (невременных) идеальных форм и содержаний (математических отношений и идей, «материальных идей» вещей и т.д.). Отвлеченные идеи не обладают самостоятельным существованием, а являются проявлениями (аспек­тами, акциденциями) конкретно-идеального бытия или свердгвременных и све/тхпространственных субстанциальных деятелей, которые единственно само­стоятельно существуют, они живые и активные. Понятие реального Лосский (как Брентано и Гуссерль) закрепляет за психическим актом, но при этом реаль­ность психики, так сказать, не вполне реальна, поскольку «реальное бытие су­ществует не иначе как на основе бытия идеального» [11, 197]. 3) Мистическая интуиция (религиозный опыт) есть непосредственное знание металогического бытия (термин С.Л. Франка), то есть конкретно-идеального бытия субстанци­альных деятелей, в том числе, бытия я и Свермирового начала. 4) Аксиологиче­ская интуиция есть непосредственное знание ценностного бытия (прежде всего нравственный и эстетический опыт). Свое учение о ценности Лосский изложил в другой своей работе «Ценность и бытие» (1931; см.: [13]).

 
<< Первая < Предыдущая 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 Следующая > Последняя >>

Страница 82 из 177