Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 139

Прежде всего, отметим, что кризис ценностей либерализма свидетельствует не столько о том, что не все в порядке в политической жизни и политическом сознании стран, исповедующих или, по крайней мере, декларирующих их в ка­честве своих базовых ценностей (например, современная Россия), сколько вы­ступает симптомом кризиса европейской культуры в целом.

Осмысление этих проблем было в центре внимания европейской мысли на протяжении всего прошлого столетия, начиная с шокирующей публику книги О. Шпенглера «Закат Европы» (1918) и заканчивая вполне академической рабо­той Ф. Фукуямы «Конец истории?» (1989). Завершая свой анализ, все авторы, сколь бы ни были различны их мировоззренческие позиции и методологические принципы, несмотря на разнообразие эмпирического материала, используемого ими в своих исследованиях, были единодушны в диагнозе — европейская куль­тура вступает или уже находится в кризисе. Правда, природа, причины и по­следствия самого этого кризиса видится по-разному.

Освальд Шпенглер в «Закате Европы» определяет его как предсмертную агонию западного общества и его культуры. Согласно его взгляду на историю западной культуры, последняя, растратив творческий потенциал своего разви­тия, вступила в стадию цивилизации, стадию омертвения всего живого, превра­щения естественного очарования жизни в косметическую маску искусственно­го, смену рождения оригинального простым воспроизводством копий. За импе­риалистической эпохой, в которую, по словам Шпенглера, Европа вступила в XIX веке, последует только упадок, разложение и смерть [3, 163-164].

Иной видится ситуация Питириму Сорокину. С одной стороны, он считает, что кризис, в который вступила современная западная культура, носит не обыч­ный, а экстраординарный характер. Он говорит о том, что этот кризис затраги­вает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. По мнению Сорокина, это — кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов, кризис форм социальной, политической и экономической организаций, кризис всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. «Если быть более точным, — ста­вит свой диагноз Сорокин, — этот кризис заключается в распаде основопола­гающих форм западной культуры и общества...» [4, 429]. С другой стороны, Сорокин дистанцируется от катастрофизма Шпенглера. В противовес послед­нему он считает, что кризис свидетельствует не о гибели западноевропейской культуры, а о переходе ее в новую форму своего существования. «Мы живем и действуем, — пишет Сорокин, — в один из поворотных моментов человеческой истории, когда одна форма культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется» [4, 431 ].

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 9 из 177