Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 210

Таким образом, в «Логических исследованиях» дающие предмет психиче­ские акты понимаются Гуссерлем в их многообразии и согласованности различ­ных видов (категориальная интуиция, чувственное восприятие, воображение). И хотя терминологически понятие опыта еще закреплено здесь за чувственным восприятием, но по сути, значение опыта как того, что дает предмет, у Гуссерля уже расширяется, что и будет им терминологически закреплено в последующих работах (начиная со статьи «Философия как строгая наука»). В «Логических исследованиях» он расширил пока только понятие интуиции, имеющее про­граммное значение как для феноменологии, так и для интуитивизма Лосского. Для Лосского же понятия опыта и интуиции синонимичны. Признавая «сферу опыта более широкую» [2, 102], он идет тем самым в ногу с Гуссерлем, опира­ясь на его плечо. Прежде всего на учение о категориальной интуиции, которое, кроме, конечно, общей идеи, понадобилось Лосскому в той его части, где пред­лагается новое понимание процессов абстрагирования. Гуссерль дескриптивно показал, что абстрагирование есть самостоятельный акт, имеющий своим ин- тенциональным коррелятом, «видовую предметность». Этот акт, называемый философом идеацией (Wessenshau), всегда фундирован актом, направленным на единичное, но он не выводится из него, он есть самостоятельное психическое переживание [9, 107]. Лосский в главе «Общее и индивидуальное» тоже доказы­вает тот тезис, что общее не выводится из необщего, единичного, многого, но есть «общий предмет», столь же единичный, как и индивидуальное, есть speci- fishe Einzelheit в отличие от individuelle Einzelheit (терминологическое различие Гуссерля). Лосский приводит довольно обширные цитаты из соответствующих мест «Логических исследований» и пользуется аргументацией его автора против концептуалистского выведения общего из сходного. Думаю, что тут перед нами не просто рядовые цитаты, каких достаточно в любом исследовании, в том чис­ле и в «Обосновании интуитивизма», не просто рядовое обращение одного мыс­лителя к другому. Здесь с полным правом можно говорить о влиянии в смысле поддержки и даже в смысле прояснения и углубления собственной позиции. Несмотря на то, что Лосский воспринял гуссерлевское решение проблемы уни­версалий как аргумент в пользу реализма, что, очевидно, расходится с гуссер- левской трактовкой, тем не менее, именно дескрипция Гуссерля, как и его кри­тика противоположных концепций, составили тот фундамент, на который Лос- ский смог опереться в отстаивании своей позиции, которая сама по себе в его тексте скорее заявлена, чем обоснована.

 
<< Первая < Предыдущая 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Следующая > Последняя >>

Страница 80 из 177