Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 209

Кант, как известно, отрицал возможность категориальной интуиции, и именно поэтому рассудок в его системе не обладает способностью давать предмет. Новаторский подход к проблеме данности и данного выработала именно феноменология, аналитически и дескриптивно раскрывшая возмож­ность категориальной интуиции, дающей предмет особого рода — общие сущ­ности и сущностные отношения между общими сущностями. Категориальная интуиция в феноменологии Гуссерля — общее название для разнообразных синтетических актов (например, соотнесения, соединения, разъединения) и ак­тов идеации (по другой терминологии: «эйдетической» или «сущностной ин­туиции»). Категориальная интуиция (kategoriale Anshauung), по Гуссерлю, — и он это неоднократно подчеркивал, — не какая-то сверхъестественная и необык­новенная способность (что отчасти имеется в виду в немецком слове «Intuition»), но вполне естественный акт, выполняемый в любом обычном вос­приятии. Это просто «нечувственное интуирование» (вариант перевода, пред­ложенный Шпигельбергом) таких предметов, как «единство», «число», «отно­шение» и т.п. Фундированная чувственным восприятием категориальная интуи­ция участвует вместе с ним в конституироваиии предмета во всем его составе, отвечая за свой компонент этого состава — идеальный. Конституирование предмета, по крайней мере, эпохи «Логических исследований», на которые и опирался Лосский в «Обосновании интуитивизма», не есть порождение предме­та. М. Хайдеггер писал: «Тезис о том, то категориальные акты конституируют новую предметность, имеет чисто интенциональный смысл и отнюдь не означа­ет, что вещи возникают лишь в этих актах. ((Конституировать'» — не то же, что «производить» в смысле «делать», «изготавливать»; конституирование — это позволение видеть сущее в его предметности (курсив автора. — В.Л.) (8, 77]. Терминология Гуссерля (например, «акт придания значения»), конечно, дает повод и к обратному толкованию, тем более что в его последующем твор­честве значение понятия конституирования все более наполнялось кантовским констуктивизмом. Но в «Логических исследованиях» он подчеркивал в частно­сти, что исследователь, работающий в той или иной науке, «не создает объек­тивную значимость мыслей и мыслительных связей, объективную значимость понятий и истин, как будто речь идет о случайных событиях его или человече­ского духа вообще, но что он усматривает, открывает (курсив автора. — В.Л.) (9, 95-96].

 
<< Первая < Предыдущая 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Следующая > Последняя >>

Страница 79 из 177