Свое учение об интуиции Лосский называет «мистическим» или «универ- салистическим» эмпиризмом, поскольку мистицизм всегда говорит о возможном слиянии я и не-я, поскольку интуиция есть опыт (испытание, переживание) и опыт этот универсален в своих возможностях непосредственного переживания всего состава реальности. Если так называемый индивидуалистический эмпиризм полагает, что переживаться в опыте может только чувственное и единичное, а знание возникает в результате действия объекта на отъединенный от него субъект, который принужден тем самым конструировать связи между единичными ощущениями, то универсалистический эмпиризм полагает возможной непосредственную данность общего и общих связей в опыте, данность сверхчувственного как транссубъективного состава реальности. «Благодаря универ- салистическому направлению, эмпиризм освобождается от необходимости конструировать весь неисчерпаемо богатый мир из немногочисленных, бедных по содержанию элементов чувственного опыта. Если мир не-я переживается в опыте не только через его действия на субъект, а и сам по себе, в своей собственной внутренней сущности, то это значит, что опыт заключает в себе также и нечувственные элементы и что связи между вещами (функциональные зависимости) даны в опыте. Противоречие между нечувственным и опытным знанием оказывается предрассудком: сверхчувственное не есть сверхопытное» (курсив автора. — В.Л.) [2, 103]. Вот эта мысль, высказанная Лосским в сочинении, по сути, полемическом, направленном против тех или иных учений, есть его собственный позитив. И именно для обоснования своей мысли Лосскому потребовалось обращение к «Логическим исследованиям» Гуссерля. Можно сказать, что Лос- ский преодолевает Канта с помощью Гуссерля. |