Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 206

Вероятно, такое весьма близкое друг другу «эпистемологическое настрое­ние» феноменологии и интуитивизма можно отнести к «общему состоянию культуры» и прежде всего европейской философской культуры, к которой вне всякого сомнения принадлежал и Лосский. Достаточно вспомнить о его перево­дческой работе, с которой она начинал свою научную деятельность (Кант, Фих­те, Липпс, Ремке, Милль, Фишер), кратковременных стажировках у Виндель- банда и Вундта и просто постоянном круге философского чтения (Кант, Лейб­ниц, Спенсер, Джеймс и др.). «Эмпирическая психология» Брентано и феноме­нология Гуссерля также в свою очередь многим обязаны английскому эмпириз­му или, скажем, психологии Джеймса, чья идея сознания как потока пережива­ний, по всей видимости, была замечена и продуктивно использована Гуссерелем [3, 121-122].

Следует признать, что первые различия в сфере опыта Лосский провел, скорее всего, до знакомства с текстами Гуссерля. В своей магистерской диссер­тации «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (1903) Лосский обосновывал тезис о том, что непосредственно переживаемые содер­жания сознания делятся на «акты моей воли» и созерцаемые мной элементы бытия. Воля не творит свой объект, а только выбирает его для познания, осуще­ствляет выборку предмета или его части. Тут уже завязывается тема различия акта и предмета и, соответственно, проблема отношения акта к предмету, тема, в дальнейшем получившая у Лосского эпистемологическое осмысление. Если и говорить о каких-либо принципиальных влияниях на этом этапе, то нужно, ко­нечно, назвать психологию Т. Липпса с его различением переживаний «моих» и «данных мне», различением, основанным на сопровождающем каждое пережи­вание «я-чувстве», исходящем из «я-центра» [4]. Нелишним будет отметить и тот факт, что феноменология переросла в Феноменологическое Движение именно благодаря ученикам Липпса (Пфеидеру, Райнаху, Гайгеру), которые после выхода «Логических исследований» присоединились к Гуссерлю, объе­динив мюнхенскую и гетгингенскую феноменологию [5].

 
<< Первая < Предыдущая 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Следующая > Последняя >>

Страница 76 из 177