Исполнительная власть также является субъектом политического рынка; ее изучением занимается экономика бюрократии — специальное направление теории общественного выбора. Помимо Джеймса Бьюкенена и Гордона Таллока свой вклад в данное направление внесли такие выдающиеся представители Вирджинской школы, как Мансур Олсон и Уильям Нисканен. Все они исходят в своем анализе из постулата о наличии у бюрократии собственных интересов, которые часто входят в противоречие с интересами общества. Цель любой бюрократической деятельности, как показывают исследования названных авторов, тесно сопряжена со стремлением чиновника к расширению бюджетного процесса и, соответственно, расширению общественного сектора. При этом мотивация поведения бюрократии может быть разнообразной: от иррациональной жажды власти до вполне прагматичного поиска политической ренты. Последний, будучи чисто экономическим явлением, становится предметом пристального изучения в теории общественного выбора.
Возможности получения политической ренты открываются для бюрократии в связи с формированием расходной части бюджета, где, в отличие от системы налоговых сборов, конституционный принцип единообразия обладает гораздо меньшей силой. Используя это обстоятельство, чиновники активно участвуют в изобретении все новых и новых программ, увеличивающих расходные статьи бюджета. «В процессе принятия некой новой программы, процедура реализации которой еще не устоялась, — пишет Дж. Бьюконеи, — политики могут найти обширные возможности для прямого или косвенного взяточничества, для получения «презента» с производителей и фирм, чьи прибыли увеличиваются благодаря этой программе» [1, 410].
Внутреннее существование бюрократии лишено воздействия элементарных экономических факторов, в частности, фактора конкуренции. Отсюда низкая эффективность, присущая многим аспектам работы государственных чиновников. Этот провал распределительной экономики — один из наименее контролируемых; сама попытка организованного контроля за бюрократией повлекла бы за собой несоизмеримые расходы. |