Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 203

Представительная демократия — это система политических отношений, при которой право принятия решений передается гражданами — индивидуаль­ными носителями суверенитета — их представителям, избранным на опреде­ленный срок.

В генезисе представительной демократии, безусловно, присутствует влия­ние экономического фактора. Он связан с рациональным поведением индивида, который стремится минимизировать свои издержки, обусловленные участием в деятельности общественного значения. По причине профессиональной занято­сти не имея достаточно времени даже на элементарную политическую подго­товку, индивид находит для себя выгоду в том, чтобы возложить задачу приня­тия общественно значимых решений на своих компетентных представителей.

Несмотря на очевидные плюсы представительной демократии, один из ко­торых заключается в профессионализации и специализации политической дея­тельности, данный режим создает условия для возникновения такого отрица­тельного явления, как парламентский суверенитет [см.: 5, 52]. Неограниченное право принимать и изменять законы, с учетом естественного эгоистического желания быть переизбранным, часто приводит к тому, что депутаты продвигают законопроекты, невыгодные обществу в целом.

Так мы вплотную подходим к проблеме лоббизма, под которым обычно подразумевают нелегальное коммуникативное воздействие, оказываемое на депутатов со стороны групп с особыми интересами с целью утверждения вы­годного для них законодательства.

Лоббизм строится, как правило, на взаимовыгодном обмене между бизне­сом и законодательной властью: первая сторона получает необходимые ей «по­слабления» в области ценовой и налоговой политики, вторая (в лице депутатов и их партий) — материальную поддержку на предстоящих парламентских вы­борах. Во многих случаях такого рода сделки оборачиваются большими внеш­ними издержками для общества, которое, в отличие от заинтересованной груп­пы, вынуждено испытывать на себе отрицательные последствия принятого за­кона. Впрочем, лоббизм как «неформальная» структура политического рынка может иметь и положительное значение в качестве инструмента сдерживания и смягчения «командно-административных» поползновений в действиях прави­тельства.

 
<< Первая < Предыдущая 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Следующая > Последняя >>

Страница 73 из 177