Итак, образование понятий о традиционных представлениях посредством абстрагирования существенных и необходимых признаков совсем не адекватно тому, что происходит в реальности в тот момент, когда эти традиционные представления действительно создавались или действовали. Иначе говоря, векторы познания предмета и реального становления этого предмета не совпадают. Познание традиции и сама традиция, изображенные векторами, противоположно направлены, они, что называется, на противоходе. Причем, чем очевиднее традиция вторгается в настоящее, чем отчетливей проявляется перспектива ее будущего, тем больше у нас оснований углубиться в культурный контекст ее зарождения, постигать ее истоки.
Удивительно. Пытаясь понять традицию, мы привлекаем философию, но по ходу анализа неожиданно для себя обнаруживаем, что сама философия, «высвеченная традицией», начинает открываться перед нами в невиданном до того многообразии оттенков и смыслов.
Литература
1.Цит. по: Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании // ВФ. 2002. № 2.
2. Скаккабороцци 77. О Михаиле Гефтере или об агонии историцизма // Век XX и мир. 1986 №2.
3. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
4. Лосев А Ф. История античной философии. М.: Мысль. 1989.
5. Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
6. Быстрое В.Ю. Человек в мире традиций. Великий Новгород, 2001.
С. И. Голенков (Самара)
Кризис европейской культуры и демократические ценности
Испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет, описывая кризис европейской культуры, обозначил его как «восстание масс» (1]. Если верить другому мыслителю, французскому, Жану Бодрийяру, полвека спустя ситуация с массами не только не улучшилась, но напротив, обрела необратимый характер распада социального [2]. В этой ситуации все то, к чему стремились многие поколения, — свобода человека, демократические ценности, нравственные и религиозные устои — теряет всякое значение. Ценности, написанные на знаменах Французской революции, перестали быть путеводной нитью либеральной демократии. В веке минувшем ценность самой демократии была поставлена под сомнение до такой степени, что всерьез стали обсуждать тему конца демократии. События последних десятилетий резко обострили противостояние таких фундаментальных ценностей человеческой жизни как безопасность и свобода, законность и справедливость, индивидуальность и равенство. Их растущая оппозиция, безусловно, свидетельствует о том, что либеральная демократия, ее основополагающие ценности находятся в состоянии кризиса. Каковы основания и суть этого кризиса? Действительно ли идеи либеральной демократии исчерпали свой социальный потенциал? потеряли человекотворческую привлекательность для индивида? |