Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 199

Как мы видим, модели политического рынка в теории общественного вы­бора свойствен некоторый «системный» характер, отличающий ее от многих аналогичных концепций. Оставаясь в методологических рамках микроэкономи­ческого анализа, теоретики Вирджинской школы сумели развернуть широкое междисциплинарное исследование, представившее в качественно ином свете традиционные темы политологии, правоведения, социальной философии.

Как и всякая аналитическая концепция, теория Общественного выбора строится исходя из определенных предпосылок, выражающих ценностные уста­новки ее создателей. Их три, они были заявлены еще в «Расчете согласия» и затем неоднократно воспроизводились в многочисленных работах Бьюкенена, включая нобелевскую лекцию «Конституция экономической политики», — это важный для нас постулат методологического индивидуализма, доктрина «эко­номического человека» и трактовка политики как обмена. Перед нами своего рода «принципы общественного порядка» (Ф. Хайек) — теоретические абстрак­ции и, наряду с этим, силы, направляющие социальную деятельность человека [см.: 4, 22].

Предпосылка индивидуализма в теории Общественного выбора направлена главным образом против «органического» понимания государства и общества, со времен Платона доминировавшего в западной политической философии. Согласно этой концепции, государство (общество) есть единый организм, ин­тегрирующий в себя индивидов как составные части и преследующий свои соб­ственные сверхиндивидуальные «общественные» интересы. В связи с этим по­ведение человека как гражданина противопоставлялось его же поведению в качестве частного лица и экономического субъекта. Подвергая критике подоб­ное истолкование общественного действия, основатели Вирджинской школы указывали на невозможность ситуации «переключения», когда один и тот же индивид может руководствоваться, то узко эгоистическими соображениями, то сверхличными целями «общего блага». В теории общественного выбора психо­логическая мотивация принятия решения индивидом в супермаркете или на избирательном участке безусловно тождественна и исходит из эгоистической природы человека; различаются лишь способы реализации индивидуального выбора: непосредственный выбор — на коммерческом рынке и в коллективном действии — на политическом рынке.

 
<< Первая < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Следующая > Последняя >>

Страница 69 из 177