Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 197

Не вдаваясь в дискуссию по поводу причинно-следственного соотношения между историей философской и историей социальной, я лишь хочу указать на удивительный факт корреляции между абстрактным мышлением и спонтанным движением трансформации общества, которую мы можем наблюдать начиная с XVIII века, с эпохи Просвещения и эпохи революций. Мне представляется не­существенным выяснять, что чему предшествовало; гораздо важнее мне кажется признание особого статуса философии и рефлексивного мышления вообще в истории европейского человечества. Взаимозависимость (так мы это корректно назовем) философии и социогенеза в Новое время аналогична взаимозависимо­сти христианства и социокультурного континуума европейских народов в Сред­ние Века. В обоих случаях мы имеем дело с интеллектуальными формообразо­ваниями, в которых суммировался опыт бессознательной культуры жизни и через которые шло обратное влияние на эту жизнь.

Если попытаться обозначить основную концепцию, навсегда связавшую философскую историю с социальной, то думаю, вернее всего будет назвать ин­дивидуализм. Созревший в недрах картезианской философии, буйным цветом расцветший в британской этической мысли, индивидуализм в итоге превратился в исходный принцип, с которого начиналась любое рефлексивное теоретизиро­вание об обществе и государстве. Так родилась, например, теория общественно­го договора, противопоставившая интересы индивидов-собственников интере­сам монарха-узурпатора. Теоретические конструкты Локка и Руссо, каждый из которых опирался на знание законов и обычаев соответственно Нидерландской и Женевской республик, послужили в дальнейшем мощными катализаторами внутриполитических изменений во всем мире.

Несмотря на кажущееся самоустранение философии из социокультурной жизни общества в наши дни, креативное влияние многих философских идей прошлых веков и, прежде всего, теории общественного договора продолжает находить свой отзвук в решении даже сугубо практических проблем современ­ности. Теория общественного выбора выдающегося американского экономиста и политического философа Джеймса Бьюкенена, которой будет посвящен док­лад, на мой взгляд, возрождает политическое просветительство Локка и Руссо, возвестивших в свое время приоритет разума в деле построения государства. Как и триста лет назад, человечество нуждается в объяснении того, что такое право и конституция, в разделении понятий приватного и публичного, индиви­дуального и коллективного. Люди слепо полагаются на интуицию опыта, а это не всегда приводит к положительным результатам; нужна также фундаменталь­ная теоретическая разработка проблем — то, что всегда было уделом филосо­фии. Нечто подобное я нахожу в текстах Джеймса Бьюкенена. Свои широкие, почти систематические исследования он начинает с тех незыблемых принципов, с которых начинали все великие философы прошлого: индивид, его свобода, его собственность.

 
<< Первая < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Следующая > Последняя >>

Страница 67 из 177