Смена культурного героя-Прометея на Фауста стала отражением смены всего строя мышления эпохи. Не явился ли Фауст, человек цивилизации, неизбежным перерождением Прометея, а также олицетворением европейского кризиса культуры? Французский писатель А. Жид создает образ Прометея, который лишь на первый взгляд напоминает героя Античности, но на самом деле отлично вписывается в культуру XX века [12]. Он является для того, чтобы задать человеку актуальные смысложизненные вопросы.
Подобно героям Эсхила и Гете, Прометей А. Жида создает людей по собственному образу и подобию, дает им огонь и искусство, наделяет их не только сознанием своего бытия, но и осознанием смысла бытия. «Воспламенив их ум,
— произносит Прометей А. Жида, — я внушил им всепоглощающую веру в прогресс» [12, 288]. В погоне за прогрессом человечество истощает себя, болезненная надежда «на самое лучшее» заслоняет собой настоящее, которым люди жертвуют во имя будущего. По образной трактовке А. Жида, это орел, пожирающий прометеевского человека. Для Прометея А. Жида «в начале было Дело», некий божественный бескорыстный поступок. Тайна жизни человека — в одной только преданности, сохранении верности своему долгу. Истощающий человека орел — это расплата за фетишизацию прогресса: «Орел нас всегда пожирает — пороком ли он называется или добродетелью, долгом или страстью: перестаньте быть безликой посредственностью — и вам от него не избавиться» [12, 291-292]. Быть должником, любить кого-то, ненавидеть, быть охваченным страстью — все это порождает в человеке орла, грызущего его изнутри. Как освободиться от своих страданий? Ответ Прометея устами А. Жида — съесть своего орла, не дав ему съесть тебя.
Станет ли человек, отвергший установленный порядок, традиционные запреты, сковывающие и пожирающие его, действительно свободным и счастливым — XX век не раз ставил эту проблему. Настало время, когда человек, сокрушая границы и запреты, создавая новое, провозглашая истину, всегда должен чувствовать ответственность за свои деяния, не умалять свободы Другого. Человек цивилизации при всех его достоинствах (фаустовском стремлении к познанию, к пониманию мира и желании исправить его в благородном порыве к благоденствию человечества) отказывается от развития и совершенствования своего духа. Человек культуры (здесь мы солидарны с В.А. Коневым) — это в первую очередь человек, создающий мир и отвечающий за него. Образ Прометея символизирует человека культуры, творящего себя в предельном культурном усилии, открывающего новые культурные миры и, вместе с тем, со всей полнотой отвечающего за содеянное перед человечеством. |