Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 195

Смена культурного героя-Прометея на Фауста стала отражением смены всего строя мышления эпохи. Не явился ли Фауст, человек цивилизации, неиз­бежным перерождением Прометея, а также олицетворением европейского кри­зиса культуры? Французский писатель А. Жид создает образ Прометея, который лишь на первый взгляд напоминает героя Античности, но на самом деле отлич­но вписывается в культуру XX века [12]. Он является для того, чтобы задать человеку актуальные смысложизненные вопросы.

Подобно героям Эсхила и Гете, Прометей А. Жида создает людей по собст­венному образу и подобию, дает им огонь и искусство, наделяет их не только сознанием своего бытия, но и осознанием смысла бытия. «Воспламенив их ум,

— произносит Прометей А. Жида, — я внушил им всепоглощающую веру в прогресс» [12, 288]. В погоне за прогрессом человечество истощает себя, болез­ненная надежда «на самое лучшее» заслоняет собой настоящее, которым люди жертвуют во имя будущего. По образной трактовке А. Жида, это орел, пожи­рающий прометеевского человека. Для Прометея А. Жида «в начале было Де­ло», некий божественный бескорыстный поступок. Тайна жизни человека — в одной только преданности, сохранении верности своему долгу. Истощающий человека орел — это расплата за фетишизацию прогресса: «Орел нас всегда пожирает — пороком ли он называется или добродетелью, долгом или стра­стью: перестаньте быть безликой посредственностью — и вам от него не изба­виться» [12, 291-292]. Быть должником, любить кого-то, ненавидеть, быть охва­ченным страстью — все это порождает в человеке орла, грызущего его изнутри. Как освободиться от своих страданий? Ответ Прометея устами А. Жида — съесть своего орла, не дав ему съесть тебя.

Станет ли человек, отвергший установленный порядок, традиционные за­преты, сковывающие и пожирающие его, действительно свободным и счастли­вым — XX век не раз ставил эту проблему. Настало время, когда человек, со­крушая границы и запреты, создавая новое, провозглашая истину, всегда дол­жен чувствовать ответственность за свои деяния, не умалять свободы Другого. Человек цивилизации при всех его достоинствах (фаустовском стремлении к познанию, к пониманию мира и желании исправить его в благородном порыве к благоденствию человечества) отказывается от развития и совершенствования своего духа. Человек культуры (здесь мы солидарны с В.А. Коневым) — это в первую очередь человек, создающий мир и отвечающий за него. Образ Проме­тея символизирует человека культуры, творящего себя в предельном культур­ном усилии, открывающего новые культурные миры и, вместе с тем, со всей полнотой отвечающего за содеянное перед человечеством.

 
<< Первая < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Следующая > Последняя >>

Страница 65 из 177