Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 194

Здесь присутствует та же ситуация ломки уже сложившегося миропорядка, неизбежная расплата за нововведения, что и у Прометея. Но если человек куль­туры, совершая предельное культурное усилие, в первую очередь, меняет свое мировоззрение, показывает свой путь внутреннего совершенствования, тем са­мым давая возможность культуре выявить пограничные, способные к подвижке смыслы, то действия фаустовского человека направлены на овладение и подчи­нение внешнего мира с целью усиления своего могущества. Гете задолго до глобальных катастроф XX века увидел изнанку научно-технического прогресса Нового времени и поставил проблему цены, которую вынуждено платить чело­вечество, построившее технократическую цивилизацию. Спустя почти столетие Ф.М. Достоевский скажет, что не нужен такой прогресс, ради которого прольет­ся слезинка хоть одного ребенка. Однако сам Фауст за человечеством не видит отдельного человека: издержки пути, временные неудачи и ошибки, стоящие, может быть, многих человеческих жизней, не должны заслонять главного итога

— величия исторических успехов человека и человечества. В этом заключается кредо фаустовского человека, с которым через сто лет О. Шпенглер свяжет об­раз современной ему западноевропейской культуры.

Благодаря О. Шпенглеру образ легендарного доктора Фауста стал симво­лом европейского человека Нового времени, человека цивилизации. В своем благородном стремлении понять и исправить мир фаустовский человек целиком отдал себя на усмотрение своей разумной природы. Торжеством разума и про­свещенности можно охарактеризовать созданное им пространство. В безудерж­ной погоне за научным прогрессом человек стал безмерно могущественным, но в тоже время как никогда беззащитным. Разум человека цивилизации уже начал работать против него. Подтверждением тому является XX век с его угрозой существованию всего человечества. Пытаясь постичь внешний мир, человек цивилизации отказался от развития и совершенствования своего внутреннего мира. Увлекаясь разумом, человек забывает о духе. И в этом заключается глав­ная трагедия фаустовского героя и трагедия целой культурной эпохи, которая, по мнению О. Шпенглера, должна уйти в небытие. Пытаясь постичь истину мира только силами разума, человек цивилизации постоянно отодвигает ее от себя, испытывая при этом постоянную неудовлетворенность и дисгармонию. Отвергая иррационально-мистическое постижение мира, человек цивилизации сужает смысловое поле познания и обедняет свое видение окружающего мира. В этом отношении возможности человека культуры безграничны, потому что, обладая способностью к иррациональному действию, к эвристическому мышле­нию, он способен выходить за свои пределы, создавая неповторимые культур­ные миры.

 
<< Первая < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Следующая > Последняя >>

Страница 64 из 177