Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 192

В глазах И. Гете Зевс — легкомысленный мальчишка, а не грозный бог. По­эт отказывается чтить того, у кого нет сердца, кто не может рассеять печаль скорбящего и смахнуть слезу в глазах страдальца. Рядом с разрушительным образом Зевса велик и грандиозен Прометей, создающий и творящий для других [7, 56-57]:

... Вот я — гляди! Я создаю людей, Леплю их

По своему подобью, Чтобы они, как я, умели Страдать, и плакать, И радоваться, наслаждаясь жизнью, И презирать ничтожество твое, Подобно мне!

Прометей Гете не только дарует людям жизнь и вводит их в мир культуры, но и несет за них ответственность, становится их добрым отцом и врачевателем душевных и физических скорбей. Несколькими веками позже эту истину произ­носит Лис в «Маленьком принце» А. Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил» [8, 421]. И Прометей отвечает за свои создания, им руко­водит «святой огонь пылающего сердца», огонь, зажженный в сердцах сотво­ренных им людей [9, 75]:

Чем я владею, то украсть они не могут... .,. Вот весь мой мир, вот — все, Я воплотил

Все сокровенные желанья В телесных образах. Мой дух, тысячекратно разделенный, Един во всех и в каждом из созданий...

Творческое горение объединяет мир человека. Подобно Прометею, человек, открывающий и создающий новые пространства культуры, действительно упо­добляется высшим силам, так как выходит за свои собственные пределы и за пределы всего созданного до него. В это время, названное С. Цвейгом «звезд­ными часами человечества», творец создает образ культуры, отражающий его внутреннюю сущность.

Но Прометей — не единственный символ эпохи, созданный Гете. Великий немецкий мыслитель творит еще один знаковый образ — Фауста. Стремления Фауста, как и Прометея, возвышенны и благородны. «Огонь» Фауста, его сим­вол жизни и обновления — это знания. Герой Гете предпочитает торжеству веры торжество человеческого разума; жажде божественной благодати — поиск истины. Творческий порыв ученого достигает титанического размаха, и челове­ческих способностей герою кажется мало для осуществления его помыслов. Убедившись в бесплодности книжной науки, Фауст заключает договор с дьяво­лом для того, чтобы «окунувшись с головой в жизнь», познать ее смысл [10, 54]:

 
<< Первая < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Следующая > Последняя >>

Страница 62 из 177