В истории мировой культуры накопилось множество реальных и мифологических, литературных персонажей, к характеристике которых применимо понятие «человек культуры». Цель данной статьи — проанализировать культурные смыслы, связанные с образами Прометея и Фауста и рассмотреть их как своеобразной антиномии человека культуры и человека цивилизации.
Первоначально идеал человека люди искали среди богов. В культуре Античности ярким воплощением такого идеала стал Прометей. Многократные обращения величайших мыслителей и поэтов к этому мифологическому персонажу создали в какой-то степени универсальный образ человека культуры в соответствии с идеями своей эпохи, которые, с одной стороны, способствовали обращению к теме подвига Прометея, а, с другой, рождали новую интерпретацию образа и вслед за ней — новую культурную традицию.
Даровав людям огонь, научив их ремеслам, счету, письму, Прометей помог им выйти за пределы того, что давала им природа — переступить границы инстинкта, сотворить то, что может надстроиться над природой. Он открыл новое пространство человеческой жизни, пространство культуры, главенствующее место в котором заняло духовное и разумное совершенствование человека. Такой шаг требует поистине титанического усилия. И античная культура создает образ титана:
В стволе нартека искру огнеродную Тайком унес я: всех искусств учителем Она для смертных стала и началом благ...
(Эсхил) [6, 141].
Открыв людям неизвестные возможности, Прометей тем самым ввел человека в ситуацию культурного творчества, явив своим подвигом драматизм культурного усилия с его непредсказуемыми последствиями. Прометей становится воплощением человека культуры, и муки, переносимые им в наказание за противостояние воле богов и за сострадание человечеству, поистине титаничны: |