Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 184

Аффекты не уничтожаются и не подавляются, наоборот, их «нездоровый характер» восполняется (т.е. сила пристрастия направляется умом), «...природа в суждении и уме (understanding) даёт нам средство против того, что неправиль­но и неудобно в аффектах» [1,1, 529]. Когда люди со временем замечают, что «главные неустройства в обществе проистекают от тех благ, которые мы назы­ваем внешними, а именно от их неустойчивости и лёгкости перехода от одного лица к другому», они пытаются поставить «указанные блага на одну доску с устойчивыми и постоянными преимуществами душевных и телесных качеств» [1,1, 530]. Иначе говоря: мы производим некую перестановку благ внешних, или: путём размышления осознаём, что «внешнее» должно быть трансформиро­вано во внутренний мир, что оно должно стать частью нас самих. После этого мысленного акта мы достигаем упрочения внешних благ путём соглашения.

Аффекты, однако, не изменяются; изменяются лишь их «необдуманные и стремительные движения» [там же]. Моральное чувство развивается медленно, с накоплением нового опыта. На этом этапе развития, когда «чувство взаимного интереса стало общим для всех наших близких», оно уверяет нас в том, что по­ведение других будет регулироваться этим чувством. Юм говорит: «...аффект не может быть сдерживаем никаким иным аффектом, кроме себя самого, но лишь при условии изменения своего направления», и «аффект этот гораздо лучше удовлетворяется, если его сдерживать, чем, если давать ему волю» [1,1, 533]. Значит, ум помогает аффекту найти новое измерение того, что он мог бы почувствовать.

Из такого самоограничения постепенно рождается понятие справедливости. Как сказал Делез, справедливость удовлетворяет аффекты «окольным путём» [2, 36]. Что значит этот «окольный путь» удовлетворения естественных аффектов? В следующем параграфе Юм говорит, что предпочтительнее для общества в целом, если оно ценит не отдельные акты справедливости, а общий план или общую систему справедливости. Ибо единичный акт, будучи сам по себе по­хвальным, часто вступает в противоречие с обществом в целом [1,1, 542]. Одна­ко даже общая система не безупречна, ибо она не способна описать, принять во внимание и предусмотреть те многочисленные единичные акты справедливости, которые пагубны для «целого», для системы общественной справедливости. Как говорит Юм: «Невозможно отделить благо от зла. Собственность должна быть стабильна и установлена при помощи общих правил. Пусть в отдельном случае от этого страдает общество, однако такое временное зло щедро возмещается постоянным проведением данного правила в жизнь...» [1, I, 537-538]. Если на­чальный повод для конструирования общества происходит у людей из чувства выгоды, то справедливость (или установление особого соглашения об общих правилах владения собственностью) присовокупляет к этому чувству ожидание, что после каждого единичного акта справедливости, последуют другие такие же [1,1, 538]. Такое ожидание ответного акта со стороны другого есть уже абстра­гированный и утончённый аффект. Таким образом, «побуждение сообразовы­вать» свои поступки со справедливостью со временем становится неким чувст­вованием и привычкой.

 
<< Первая < Предыдущая 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Следующая > Последняя >>

Страница 54 из 177