Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 183

Пока мы говорили о симпатии как о естественном феномене, рассматривая человека как члена общества, включенного в определённую структуру общения с себе подобными. Симпатия, показывая себя в начале как очень узкое устрой­ство связи с нашим ближайшим кругом, разрастается затем в «симпатию к че­ловечеству». Теперь мы обратимся к другой важной для Юма теме, как симпа­тия впервые появляется или, другими словами, как люди, обладая в начале сво­его общественного развития только естественными привязанностями, в конце концов, достигают привязанностей социальных.

Какой мотив в человеке, в его нецивилизованном состоянии, рассмат­риваемом с чисто психологической точки зрения, может объяснить рождение нравственности? Мы уже говорили о том, что Юм ограничивает своё исследо­вание только психологизмом человеческих страстей, аффектов, побуждений, а также рассудком, и необходимостью. «Человечество, — пишет Юм, — изобре­тательный род: но, если какое-нибудь изобретение очевидно и безусловно необ­ходимо, последнее точно также можно назвать естественным» [1,1, 525]. Следо­вательно, побуждения соблюдать общие нормы не могут быть частью нашей природы (взятой в её нецивилизованном виде), ибо они слишком абстрактны. Но можно сказать, что в человеческой природе есть свойство подчиняться сво­им же собственным изобретениям. Это свойство, будучи естественным принци­пом природы человека, затем становится неким чувствованием. В таком подчи­нении чувство не уменьшается, и тем более, не уничтожается, а наоборот, рас­ширяется, становится способным воспринимать более широкий контекст нрав­ственности. Другими словами: чувство становится более чувствительным к нормам необходимости и всеобщности, становится более утончённым и, на ко­нечной стадии своего развития, становится тем, что Юм называет «моральным вкусом». Сердце справедливости Юм видит в собственности, общем интересе и эгоизме (эгоизме, который включает в себя естественные привязанности- чувства такие как, любовь к потомству, к семье и т.д.). Как же эгоизм естест­венный перерождается в эгоизм социальный (в тот эгоизм, который включает в себя симпатию и другие привязанности к более широкой области социальных отношений)?

 
<< Первая < Предыдущая 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Следующая > Последняя >>

Страница 53 из 177