Пока мы говорили о симпатии как о естественном феномене, рассматривая человека как члена общества, включенного в определённую структуру общения с себе подобными. Симпатия, показывая себя в начале как очень узкое устройство связи с нашим ближайшим кругом, разрастается затем в «симпатию к человечеству». Теперь мы обратимся к другой важной для Юма теме, как симпатия впервые появляется или, другими словами, как люди, обладая в начале своего общественного развития только естественными привязанностями, в конце концов, достигают привязанностей социальных.
Какой мотив в человеке, в его нецивилизованном состоянии, рассматриваемом с чисто психологической точки зрения, может объяснить рождение нравственности? Мы уже говорили о том, что Юм ограничивает своё исследование только психологизмом человеческих страстей, аффектов, побуждений, а также рассудком, и необходимостью. «Человечество, — пишет Юм, — изобретательный род: но, если какое-нибудь изобретение очевидно и безусловно необходимо, последнее точно также можно назвать естественным» [1,1, 525]. Следовательно, побуждения соблюдать общие нормы не могут быть частью нашей природы (взятой в её нецивилизованном виде), ибо они слишком абстрактны. Но можно сказать, что в человеческой природе есть свойство подчиняться своим же собственным изобретениям. Это свойство, будучи естественным принципом природы человека, затем становится неким чувствованием. В таком подчинении чувство не уменьшается, и тем более, не уничтожается, а наоборот, расширяется, становится способным воспринимать более широкий контекст нравственности. Другими словами: чувство становится более чувствительным к нормам необходимости и всеобщности, становится более утончённым и, на конечной стадии своего развития, становится тем, что Юм называет «моральным вкусом». Сердце справедливости Юм видит в собственности, общем интересе и эгоизме (эгоизме, который включает в себя естественные привязанности- чувства такие как, любовь к потомству, к семье и т.д.). Как же эгоизм естественный перерождается в эгоизм социальный (в тот эгоизм, который включает в себя симпатию и другие привязанности к более широкой области социальных отношений)? |