Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 181

Добродетельные поступки проистекают не из попытки переломить свою природу — это, по Юму, просто невозможно. Напротив: нравственное чувство в нас укрепляется в осознании того, откуда (т.е. из каких принципов человече­ской природы) оно происходит, а также, в осознании того, как оно действует. Понимание действий морального чувствования ведёт к тому, что мы сможем регулировать его, адаптировать его к различным жизненным обстоятельствам. Именно поэтому примечательно то, что Юм не ищет нерушимых и стабильных оснований нравственности, не ищет некоторого императивного элемента в мо­рали, ибо он может привести к догматизму и нетерпимости. В мире, по Юму, мы существуем как изменяющиеся и изменяемые обстоятельствами существа, которые имеют способность быть расположенными к подобным себе. Для Юма человек есть существо многоплановое — он, лучше сказать, есть знак вопроса, на который невозможно дать однозначный ответ. Но, несмотря на такую слож­ность человека, эта сложность может быть исследована нами самими спокойно и беспристрастно, поскольку мы сами всю жизнь вынуждены ставить над собой эксперименты, а именно: мы ниспровергаем старый опыт и на этих руинах воз­водим новый. Жизнь человека (и философа) есть постоянная экспериментатор­ская деятельность. Роулз называет такое принятие жизни «Юмовским фидеиз­мом природы». Он пишет следующие слова о Юме, и мне кажется, они наибо­лее точно распознают тональность его нравственной философии: «Уникальная черта Юма среди великих моралистов в том, что он счастлив и удовлетворён тем, кто он есть. У него совершенно нет горечи или чувства потерянности, ни следа романтической муки и жалости к себе. Он не жалуется на мир, на мир, который для него есть мир без Бога религии, и правильно делает» [3, 100].

 
<< Первая < Предыдущая 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Следующая > Последняя >>

Страница 51 из 177