Другая важная черта учения о моральном чувстве есть слияние этики и эстетики. У Хатчесона об «эстетическом чувстве» часто говорится как о «моральном чувстве». Шефтсбери пишет: «...в конце концов, честность и моральная истина — вот что такое самая естественная красота в этом мире» [5, 325]. Шеф- тсбери кроме того считал, что благо и интерес всегда идут вместе. У Хатчесона эта мысль становится уже ростком, из которого позже возникнет утилитаристская этика. Но в двух главных деталях Юм крепко связан со школой «морального чувства». Юм, так же как Шефтсбери и Хатчесон, делает главный акцент не на понятии морального действия как такового, а на чувствах, страстях, мотивах и характере человека. Из-за такого интереса к чувствам и Юму, и его предшественникам свойственно растворять мораль в психологии. Мы вернёмся к этим двум моментам в конце доклада в связи с Кантом.
Юм, отчасти следуя позиции школы «морального чувства», пытается избежать как рационализма, не имеющего с нашей общественной жизнью ничего общего, так и эгоизма, основанного на «естественном состоянии». Человек, по Юму, есть существо «многомерное», и для того, чтобы понять свою сложность, сам человек должен осознать её, научиться жить с этой сложностью и научиться задавать себе вопросы. Вот одна из очень важных вещей, которую высказывает по этому поводу Юм:
«Но чувство это [нравственное], несомненно, должно приобрести новую силу, если, размышляя о самом себе, оно одобрит те принципы, от которых происходит, и не найдёт в своих источниках и в своём начале ничего, кроме великого и благого. Те, кто сводят нравственное чувство к первичным источникам человеческого духа, могут защищать дело добродетели с достаточной авторитетностью, но им недостаёт того преимущества, которым обладают люди, объясняющие это чувство широко простирающейся симпатией к человечеству» ПЛ.654]. |