Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 179

Именно поэтому Юм критикует концепцию «естественного состояния» Гоббса не желающую видеть в людях ничего кроме атомов эгоизма. С другой стороны, Юм также противостоит теории Кембриджских платоников — Кларка и Уолластона. Он не согласен с утверждением, что естественные законы морали могут быть выявлены только путём Откровения, что моральное учение строго рационально, ибо только разум может постичь бытие и атрибуты Бога, такие, как вечность, независимость и бесконечность, а уже из этого познания предпи­сать законы, выполнение которых необходимо [4, 710]. Такая, основанная на разуме теория морали не доказывает, что связь между «вечными законами» и волей необходима и может влиять на человека [1, I, 507]. В чём здесь видит проблему Юм? В том, что из такой концепции морали не понятно, как «вечные соответствия и несоответствия вещей» влияют на наши основные потребности и на наше каждодневное поведение. Такая теория не отвечает на вопрос, как «со­ответствия и несоответствия» связаны с нами и влияют на человеческую жизнь вообще.

Вероятно, нам нужно сделать отступление для того, чтобы понять, почему Юм занимает среднюю позицию по отношению к двум этим учениям. Юм от­части принадлежит к той группе английских моралистов первой половины XVIII века, представители которой пытались сделать этику самостоятельной дисциплиной: их учение было направлено не только против любой формы эти­ческого авторитаризма (Гоббс), но также и против рационалистических воззре­ний Кемриджских платоников. Главные представители этой школы (школы «морального чувства») — Шефтсбери и Хатчесон — делали основной акцент на социальном характере морали. По Шефтсбери, индивидуальное благо для чело­века есть баланс страстей и аффектов, а такой баланс достижим только через социальную среду. «Моральное чувство» является естественным началом чело­века, а значит «...жизнь без естественных привязанностей, без дружбы, без об­щественности все сочли бы жалкой и позорной, если бы предстояло испробо­вать её» [5, 312]. Гармония альтруизма и любви к себе создаёт понятие благо­желательности, и ему Шефтсбери и Хатчесон придавали огромное значение. Их идеям следует и Юм.

 
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > Последняя >>

Страница 49 из 177