Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 178

С помощью чего мы исправляем свои чувствования? Юм, отвечая на этот вопрос, призывает на помощь силу воображения, от аффектов которой зависят наши чувствования красоты и безобразия: «Общие правила порождают вероят­ность особого рода, которая иногда действует на суждение и всегда на вообра­жение» [1,1, 621-622].

Итак, благодаря общим правилам, которые воздействуют на суждение и во­ображение, мы присовокупляем к нашей изначальной симпатии некую «абст­ракцию», которая не позволяет нам задерживаться на личных интересах. И опять: мы каким-то образом снова сталкиваемся с неким «если бы». Проблема, мне кажется, та же, что и с концепцией исправления чувствований путём так называемого дистанцированного суждения. Для того чтобы вывести симпатию из этих узких рамок, Юм призывает на помощь две конструкции - «исправле­ние» и «воображение». Снова возникает вопрос: Оправданы ли такие переходы? Хотя, с другой стороны видно, что Юм не привносит ничего чуждого в свою теорию симпатии, а лишь расширяет её.

Юм действительно не выходит за пределы психологизма. Симпатия для не­го есть единственный человеческий механизм, способный объяснить нашу связь с моральным миром. Цель Юма — показать и скрупулезно исследовать, как симпатия, корректируемая «обшей точкой зрения» и разбавляемая «абстракци­ей» воображения, приводит нас в гармонию с общими схемами социального мира. Значит и «коррекция», и «абстракция» тоже являются частями человече­ской природы? Наверное, теперь нам нужно посмотреть на себя со стороны и спросить: Почему мы задаём такой вопрос (т.е. вопрос о том, являются ли эти два странных и, может быть, не вполне «научных» перехода чем-то, что Юм специально изобрёл ради целостности своей нравственной теории)? Почему мы хотим видеть за психологией нечто большее, некий закон? Почему мы инстинк­тивно, как только затрагивается вопрос о нравственности, хотим уточнять чего в нас больше — животного или духовного? Юм говорит: «Для данной теории благотворно, что она не занимается вульгарным спором о том, в какой степени благожелательность или себялюбие преобладают в человеческой природе...» [1,11,268].

 
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > Последняя >>

Страница 48 из 177