Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 177

Проблема — в ограниченности симпатии. Дело в том, что симпатия прико­вана к пользе (нашей и общественной), но не имеет выхода к всеобщности не­ких универсальных максим. Дальше круга наших интересов, нашей семьи и нашей культуры симпатия не идёт. Но почему тогда мы одобряем нравственные поступки, совершаемые в Китае или в Англии, без непосредственного контакта с этими культурами и людьми, совершающими их? Юм отвечает, что мы мыс­ленно и с помощью опыта учимся организовывать и исправлять наши чувство­вания и наши суждения о других, не близких нам людях. Мы достигаем «более устойчивого суждения о вещах» когда мы «останавливаемся на каких-нибудь постоянных и общих точках зрения» [I, I, 618]. Юм чувствует, что теорию сим­патии нужно расширить, сделать так, чтобы она была направлена не только на сиюминутность, но и на возможность, на будущее, чтобы она стала «широко простирающейся симпатией». Оправдано ли такое желание Юма, или же он присовокупляет некий чужеродный элемент к своей психологической теории нравственности? Юм признаёт, что люди в редких случаях руководствуются в своих суждениях всеобщими максимами, — мы все ищем личной выгоды. Не­смотря на это Юм утверждает, что мы ищем новый критерий оценки, или «бо­лее удобную точку опоры» в наших суждениях [1,1, 620]. Такой поиск порож­дает некое «дистанцированное» чувство, которое уже не так живо действует на нас (ибо наши интересы не затронуты), но которое, тем не менее, также есть чувствование: «оно соответствует нашим спокойным аффектам и общим прин­ципам» [там же]. Симпатия как психологическая данность человека исправляет­ся дистанцированным суждением и отчуждением от сиюминутности и приво­дит нас к определённой согласованности с неизвестными нам явлениями.

 
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > Последняя >>

Страница 47 из 177