Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 176

2).

Г Райл называет эту установку «пара-механическим мифом», идущим от Декарта. См.: Райл Г. Понятие сознания. М., 2000. С. 21-33.

6 Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 223.

7 Гоббс Т. Сочинения: В 2-х тт. Т. 2. М., 1991. С. 74.

8 См.: Негиши Т. История экономической теории. М., 1995 С. 94-95.

9 См.: Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997. Гл. «О порядке, в котором природа направляет нашу заботливость о каждом человеке». С. 216-231.

10 Цит. по: Козловски П Этика капитализма Эволюция и общество. СПб., 1996. С. 36.

11См.: Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. С. 177-194.

Д.А. Калягин (Москва)

Роль симпатии в теории морали Юма

Цель доклада — исследование роли симпатии в концепции нравственности Давида Юма и выявление её связи с идеей справедливости. Каким образом из симпатии (естественная добродетель по Юму) мы получаем справедливость («артефакт» или добродетель искусственную)? Нам также нужно помнить о том, что для Юма важно дать объяснение и определить место для нравственности как природного человеческого феномена.

Юм трактует симпатию как некое механическое действие — как нечто, что переходит от одного человека к другому. Такое действие похоже на «передаю­щуюся вибрацию струн» [1, I, 613] или на столкновение биллиардных шаров. Мы сами не можем дать начало какому-либо аффекту или чувству, напротив, оно должно быть вызвано в нас чем-то внешним. Первые проявления симпатий, по Юму, проистекают из нашего ближайшего окружения — из семьи, из обще­ния с друзьями, из воспитания детей и т.д. О существовании симпатии мы узна­ём из внешних воздействий на нас, из нашей коллизии с внешними обстоятель­ствами. Итак, симпатия есть данность человеческой природы, но данность инертная, пассивная — она не является активным началом и не может служить позывом к какому-либо действию. Аффекты выявляются в ближайшем контек­сте — в контексте семьи и близких нам людей; чувство долга подчиняется этой естественной силе аффектов [1, I, 524-525]. Симпатия вначале прикована к имуществу, к тому, что может быть для нас полезным [ I, I, 613]. Но у неё также есть и другая функция: «симпатия является источником того уважения, которое мы питаем ко всем искусственным добродетелям» [1, I, 614]. Симпатия, будучи естественной привязанностью и проявляющаяся впервые в ближайшем окруже­нии, имеет способность распространяться на «общие схемы» или на системы поступков. Только с интеллектуальным развитием человека это изначальное чувство может преодолеть строгую связь с нашими наличными потребностями, т.е. выйти «далеко за пределы своего я» [1, I, 616]. Система законов и государ­ственного правления после установления договоров, «естественно связана с сильным нравственным чувствованием» [I, I, 616], а оно, в свою очередь, воз­никает из симпатии, питаемой нами к интересам общества. Однако для общест­венной жизни нужны не отдельные благородные акты справедливости, а общие схемы или системы справедливости. Но правила справедливости искусственны и универсальны, симпатия же, будучи естественной, направлена односторонне, хотя именно благодаря ней мы чувствуем, что мы связаны с нашей страной, с нашим языком, с нашей культурой. Теперь попробуем понять, как Юм разреша­ет проблему ограниченности или закованности чувства симпатии, её озабочен­ности узким, частным житейским контекстом.

 
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > Последняя >>

Страница 46 из 177