Второй порог, порог эпистемологизации, преодолевается тогда, когда критически обсуждаются вопросы о методах познания, о достоверности знания, его обоснованности и т.п. Прохождение этого порога в экономическом знании можно датировать второй половиной XVIII века.
Третий порог, порог собственно научности, достигается, когда в дискурсивной области начинает вестись систематический сбор эмпирических данных, появляются четкие гипотезы и законы, постулируются критерии научности знания. Важны здесь и институциональные аспекты: университетские курсы по дисциплине; появление текстов, используемых в качестве учебников; формирование устойчивого научного сообщества. В случае политической экономии все это в основном было достигнуто в первой трети XIX века.
Наконец, по Фуко, дисциплина может проходить четвертый порог — порог формализации. На этом пороге научный дискурс определяет аксиомы, законы, строит связанные дедуктивные структуры, формализует модели и типы объяснений. Возможность формализации экономической науки — предмет дискуссий. По существу эта стадия появилась лишь в XX веке вместе с математизацией ряда направлений «экономике».
Эта модель позволяет в первом приближении дать достаточно убедительную картину становления экономической науки. При этом видно, что исследование этого процесса не может ограничиваться рассмотрением филиации идей в рамках обособленной области знания, но изучения и учета общего интеллектуального и социокультурного контекста эпохи.
Примечания
1 См.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Гл. 2.
2 Булгаков С.Н. Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1993 С. 343.
3 См.: Toulmin S. Cosmopolis. L. 1989
4 Идея «социальной физики» редко вспоминается ныне, между тем в XVII и даже в XVIII в. она была поприщем активной работы многих философов, социальных мыслителей, моралистов, юристов, педагогов (Гоббса, Спинозы, Гроция, Коменского и др.). Ее подробному анализу посвящена обширная и глубокая работа русского философа Е. Спектор- ского «Проблема социальной физики в XVII столетии» (Варшава; Киев, 1910-1917. Т. I- |