Таким образом, можно утверждать, что программа «социальной физики» оказала существенное влияние на генезис научной экономики. Эта программа наряду с учениями о естественном праве, а также утилитаризмом И. Бентама с его «моральной арифметикой» была тем специфическим идейным контекстом, в котором постепенно вырабатывались основные модели и понятийный аппарат политической экономии. Наряду с этим и во многом независимо от этого развития мысли к середине XVIII в. уже существовал большой запас фактов и понятий, накопленный практиками в ходе обсуждений текущих вопросов хозяйственной жизни и экономической политики.
Выше отмечалась неприемлемость для реконструкции генезиса политической экономии стандартных моделей философии науки. Представляется, что более адекватное объяснение сложного процесса выделения и становления политической экономии из «зыбучих песков» социальной физики и моральной философии можно достичь с помощью концепции дискурсивных формаций М. Фуко". Достоинством этой концепции является ее изначальная ориентация именно на понимание того, как происходит процесс трансформации в научную дисциплину знания, первоначально существующего в виде разнородной совокупности «философских», «политических», «литературных» текстов. М. Фуко, если пользоваться куновской терминологией, разбивает однократный акт перехода от допарадигмальной к парадигмальной стадии на несколько порогов.
Дискурсивная формация, чтобы стать научной дисциплиной, должна преодолеть эти пороги.
Первый порог, порог позитивности, проходится тогда, когда дискурс об определенной области реальности выделяется в качестве автономного, в качестве особого жанра литературы со своей определенной тематикой. Такое выделение текстов о «богатстве и собственности», «деньгах и налогах» и т.п. приходится на первую половину XVII века. |