номии .
По сути, А. Смит видит в ньютоновой механике методологический образец для любой науки и проводит аналогию между натурфилософией, или естественной наукой, изучающей явления природы — движение небесных тел, затмения, приливы, атмосферные явления, с одной стороны, и моральной философией, в которую в те времена включалась проблематика всех социальных наук — с другой.
Ясные следы такой установки видны в его философской работе «Теория нравственных чувств», которая, хотя и посвящена проблемам этики, но в то же время является основой и для его последующей системы политической экономии. Этические отношения людей Смит объясняет исходя из модели «эгоистического индивида» (используемой им потом и в экономической теории): он описывает нравственные состояния и отношения людей, сдерживающих свои эгоистические побуждения для того, чтобы получить одобрение внутреннего судьи. В порядке моральных отношений у него проводится явная параллель между законом гравитации, определяющим взаимодействие тел в ньютоновой механике, и нравственными чувствами, регулирующими социальные связи между эгоистическими индивидуумами. Как и при действии закона гравитации, результат зависит от расстояния. Нравственное чувство последовательно ослабевает по мере того, как оно распространяется от собственной семьи на близких друзей, на соседей, на жителей большого города, на всех граждан данной страны, на иностранцев, на все человечество'.
Механистический взгляд на природу человека способствовал также объяснению того, как возникает порядок и равновесие в результате стихийного взаимодействия индивидов на рынке. Еше предшественники А. Смита, французские физиократы, доказывали, что в человеческом обществе, как и на звездном небе, существует установленный Богом порядок, который открывает возможность благоденствия как для отдельных людей, так и для всего общества. Свободная деятельность хозяйственных субъектов ведет через притяжение и отталкивание к гармонии интересов на земле, подобно тому как небесные тела приходят через притяжение и отталкивание к гармонии Вселенной. Отсюда вытекала концепция свободного рынка как машины, сконструированной Богом на благо людям и не требующим для своего функционирования вмешательства властей. Мирабо в связи с этим учил: «Всякое государственное управление народным хозяйством совершается либо по законам природы — и тогда оно излишне, либо вопреки им — и тогда оно безуспешно» 10. Затем в политэкономии модель взаимодействия стихийных сил, ведущего через конкуренцию к гармонии и рыночному равновесию, была пополнена теорией «невидимой руки» А. Смита. |