Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 173

номии .

По сути, А. Смит видит в ньютоновой механике методологический образец для любой науки и проводит аналогию между натурфилософией, или естествен­ной наукой, изучающей явления природы — движение небесных тел, затмения, приливы, атмосферные явления, с одной стороны, и моральной философией, в которую в те времена включалась проблематика всех социальных наук — с другой.

Ясные следы такой установки видны в его философской работе «Теория нравственных чувств», которая, хотя и посвящена проблемам этики, но в то же время является основой и для его последующей системы политической эконо­мии. Этические отношения людей Смит объясняет исходя из модели «эгоисти­ческого индивида» (используемой им потом и в экономической теории): он опи­сывает нравственные состояния и отношения людей, сдерживающих свои эгои­стические побуждения для того, чтобы получить одобрение внутреннего судьи. В порядке моральных отношений у него проводится явная параллель между законом гравитации, определяющим взаимодействие тел в ньютоновой механи­ке, и нравственными чувствами, регулирующими социальные связи между эгоистическими индивидуумами. Как и при действии закона гравитации, ре­зультат зависит от расстояния. Нравственное чувство последовательно ослабе­вает по мере того, как оно распространяется от собственной семьи на близких друзей, на соседей, на жителей большого города, на всех граждан данной стра­ны, на иностранцев, на все человечество'.

Механистический взгляд на природу человека способствовал также объяс­нению того, как возникает порядок и равновесие в результате стихийного взаи­модействия индивидов на рынке. Еше предшественники А. Смита, французские физиократы, доказывали, что в человеческом обществе, как и на звездном небе, существует установленный Богом порядок, который открывает возможность благоденствия как для отдельных людей, так и для всего общества. Свободная деятельность хозяйственных субъектов ведет через притяжение и отталкивание к гармонии интересов на земле, подобно тому как небесные тела приходят через притяжение и отталкивание к гармонии Вселенной. Отсюда вытекала концепция свободного рынка как машины, сконструированной Богом на благо людям и не требующим для своего функционирования вмешательства властей. Мирабо в связи с этим учил: «Всякое государственное управление народным хозяйством совершается либо по законам природы — и тогда оно излишне, либо вопреки им — и тогда оно безуспешно» 10. Затем в политэкономии модель взаимодейст­вия стихийных сил, ведущего через конкуренцию к гармонии и рыночному рав­новесию, была пополнена теорией «невидимой руки» А. Смита.

 
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > Последняя >>

Страница 43 из 177