О генезисе политической экономии
Из всех социальных наук этот идеал в наибольшей степени повлиял на становление политической экономии. Эта наука во многом трансформировала для своих нужд модели взаимодействия людей, идеи равновесия общества, наличия в нем циклических процессов и т.п., восходящие к построениям социальной физики. Конечно, все это можно рассматривать в качестве «строительных лесов» экономической науки, позднее отброшенных. Но в генезисе экономической науки ее следование картезианском образу знания и духу социальной физики сыграло важную роль.
Очень ясно это следование сказалось на понимании человека, его желаний, мотивов и потребностей. Движения в природе и обществе мыслятся сходно. Например, движения природных тел, если им ничто не мешает, являются прямолинейными и бесконечными. Подобно этому и желания человека являются бесконечными движущими силами, не достигающими насыщения. Гоббс в «Левиафане» пишет: «счастье этой жизни не состоит в покое удовлетворенной души. Ибо ни того finis ultimus (конечной цели), ни summum bonum (высшего блага), о которых говорится в книгах старых философов морали, не существует. Да и человек, у которого нет больше желаний, был бы не более способен жить, чем тот, у кого прекратилась способность ощущения и представления. Счастье состоит в непрерывном движении желания от одного объекта к другому, так что достижение предыдущего объекта является лишь путем к достижению после-
дующего» .
Убеждение в том, что движения в природе и движения в социальной сфере, действия людей, должны координироваться механически, было характерно и для А. Смита. Одна из его ранних работ («Основные принципы философского исследования, проиллюстрированные примерами из истории астрономии») свидетельствует о глубоких познаниях в области ньютоновой механики и астро- 8 |