Основные элементы искались и в социальной жизни людей. Первичным элементом этой сферы человеческого мира большинство теоретиков считало «природу человека». Дискуссии шли в основном лишь относительно того, какова сущность этой природы и как она проявляется в человеческом обществе. Здесь взгляды мыслителей значительно расходились — от утверждения Гуго Греция о том, что люди по своей природе тяготеют друг к другу, до прямо противоположного мнения Гоббса и Спинозы, что природа людей такова, что они отталкивают друг друга. Вместе с тем, очевидно, что и в том и в другом случае имелась в виду аналогия с механическими силами и процессами.
На основе различных трактовок природы человека строились развернутые теории гражданской жизни, в которых предлагались статические и динамические законы существования и поведения «политических тел», решались вопросы равенства и неравенства людей, свободы и необходимости в человеческой жизни, закономерности распределения благ и другие социально-политические проблемы. Эти построения были отвергнуты последующим развитием науки, однако следы их дошли и до современной культуры. «В нашем языке и в нашем мышлении на каждом шагу мы чувствуем отголоски этих былых механических и физических представлений о человеческом обществе, — писал В.И. Вернадский. — Мы говорим о равновесии сил, центробежных и центростремительных силах общества, условиях устойчивости и неустойчивости в общественных отношениях, железных законах производства или распределения богатств <... > Все эти отражения в языке когда-то жившего течения мысли — отголоски XVII столетия»6.
В наши дни пристрастие мыслителей того времени к дефинициям свойств человеческой природы, их желание с математической точностью сконструировать из этих элементов картину социальной жизни может вызывать иронию. Однако они искренне верили в реальность своего замысла и считали, что, как бы ни отклонялась жизнь отдельных людей и общества в целом от тех закономерностей, которые вытекали из природы человека, людям все равно от них не уйти и, в конечном счете, они должны стать нормами рационально устроенной человеческой жизни. Если их смелый план сведения в единую теоретическую картину мира природы и мира социума остался нереализованным, то в этом проявился прежде всего коренной методологический изъян их исходной установки, ориентирующей на понимание и объяснение человеческой реальности по образу и подобию реальности физической и механической. |