Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 169

Попытки реализовать этот познавательный идеал применительно к позна­нию общества вылились в программу «социальной физики», которая вдохнов­ляла многих философов и социальных мыслителей в XVII и XVIII веках. Эту программу, которая существенно повлияла на генезис политической экономии вкратце можно описать следующим образом. Картезианский идеал науки был успешно реализован в механико-математических теориях естественных наук. Они позволили рационально выделить область природных процессов и отгра­ничить их от феноменов субъективных, связанных с существованием человека. Если до Галилея и Декарта внешний мир — макрокосм — и мир человека — микрокосм — были связаны в единый, наполненный жизнью, гармонией, крас­ками и звуками мир, в котором человек занимал значительное, если не цен­тральное место, то после них картина существенно изменилась. Мир природы предстал огромной бесцветной и безмолвной сферой механических движений, поддающихся математическому описанию. А мир человека с его разнообразны­ми качествами, целями и ценностями оказался лишь полуреальным следствием причинного воздействия этих движений на человеческую чувственность. Он, таким образом, стал пониматься как чисто субъективное явление, существую­щее лишь в сознании людей, которые из средоточия Космоса превратились в зрителей этого гигантского мирового механизма.

Даже современному человеку, привыкшему к понятиям классической меха­ники, непросто представить себе это строгое механистическое мировоззрение, которое отстаивали зачинатели новой науки. И только значительные и все на­растающие успехи этой формы познания позволяли ей обосновывать и укреп­лять такую непривычную для здравого смысла картину мира, в которой откры­ваемый наукой реальный мир оказывался столь отделенным от мира непосред­ственной человеческой жизнедеятельности. Однако нередкие в то время опти­мистические заявления о грядущем практическом господстве человека над при­родой посредством науки не могли заслонить того факта, что в теории человек оказался отделенным от природы и погруженным в замкнутый психический и социальный мир, оказался «государством в государстве», как отмечал Спиноза. Эта картина глубокого дуализма между миром природы и социумом, между сферой автоматически действующих механических закономерностей и миром осмысленным, сферой целей и ценностей, конечно, не могла устроить мыслите­лей того времени, стремившихся к последовательному и единому мировоз­зрению.

 
<< Первая < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > Последняя >>

Страница 39 из 177