По мнению известного британского философа С. Тулмина3, генезис и подъем наук в это время можно понять как один из ответов на широкий политический, социальньгй и духовньгй кризис, охвативший Европу в начале Нового времени. Достигнутое по окончании Тридцатилетней войны политическое урегулирование в Европе было основано на статических идеалах как природного, так и социального Порядка. Это выразилось в направленности мысли на абстрактное, универсальное, неизменное у представителей точных наук, это же заставляло социальных мыслителей искать аналогичные универсальные и неизменные элементы в человеческой и политической жизни, которые они, в конечном счете, видели в идеях «природы человека» и суверенитета национального государства как существенного элемента политического порядка.
Каковы же основные элементы «картезианского идеала науки»? К его онтологическим принципам относятся следующие:
• порядок природы стабилен и неизменен;
• природа человека также неизменна, причем это касается и рациональных (универсальных) способностей человеческого понимания;
• материя является косным, инертным началом и принципиально отличается от сознания — активного начала рациональной деятельности.
Методологические принципы можно сформулировать следующим образом:
• предметом науки является общее — универсальные характеристики и связи сущего, понимаемого как «естественный порядок»; нельзя построить науки об индивидуальном — это область истории или искусства;
• универсальные характеристики в науке должны выражаться в форме законов, неизменных и универсальных;
• в естествознании эти законы допускают математическую форму, к этому идеалу должны стремиться и остальные науки;
• правильное научное объяснение состоит в объяснении свойств целого из свойств частей — методологический атомизм. |