Можно в самом общем виде сказать, что утилитаризм, политический либерализм и идущая от А. Смита новая наука — политическая экономия, составляя некоторый единый стиль мышления и комплекс идей, восполняли в британском обществе недостаток философии и, в значительной степени, выполняли задачи последней. В связи с этим характерно, что самый крупный английский философ XIX в. Дж.С. Милль оставил труды и по утилитаризму, и по либерализму, и классический трактат по политической экономии.
Работа поддержана Российским гуманитарным научным фондом (проект № 02-03-18! 17а).
Исходя из этих общих соображений, я предприму попытку анализа весьма сложных переплетений философских, научных, социально-политических и этических идей, в лоне которых происходил генезис политической экономии как науки.
Естественнонаучный идеал знания и «социальная физика»
О возникновении новоевропейского естествознания — «галилеевской науки» — существует огромная философская и историко-научная литература. Намного меньше внимания уделяется вопросу возникновения социальных и гуманитарных дисциплин, в том числе и экономики. Разумеется, в работах по истории экономических учений проводится определенная грань между «предысторией» экономической мысли и первыми собственно научными экономическими теориями. Обычно в качестве таковых выбирают учения физиократов или же теорию А. Смита. Однако аргументация в пользу того или иного выбора, как правило, не отличается достаточной методологической обоснованностью.
При этом стандартная философия и методология науки здесь мало чем может помочь. В ней существуют две основные модели генезиса науки. Первая, позитивистская, рассматривает этот процесс как постепенное выделение науки из повседневного практического знания: медленное накопление эмпирического материала, идущее параллельно с совершенствованием и уточнением понятий донаучного здравого смысла. Вторая модель связана с концепцией парадигм Т. Куна1. В ней различаются допарадигмальная (донаучная) стадия, на которой знание об определенной предметной области представляет собой разрозненный набор сведений и фактов, а также их противоречивых истолкований, и парадиг- мальная (научная) стадия, на которой исследователи объединяются вокруг победившей теории (парадигмы), что ведет к образованию общепризнанной научной дисциплины. |