Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 163

Значение труда устанавливается Коменским в соотнесенности с означаю­щим мир в идеологическом поле просвещенческого гуманизма. В Новое время произошла окончательная легитимация земного бытия человека, сопровождав­шаяся изменением значений смысловых конструктов, описывающих способы бытия. Земное бытие есть жизнь человека: «Жизнь-труд. Каждый должен ве­рить, что послан в жизнь небесным хозяином для совершения какого-то дела, словно в его винограднике (Матф. 20) или на его поле, в его торговом предпри­ятии и т.д., что вся человеческая жизнь есть поденный труд» [II, 450]. Далее он определяет жизнь как муравьиный труд и формулирует правила, первое из ко­торых — делай только то, что приносит определенную пользу (трудиться впус­тую — признак глупости) [11, 451]. Труду отводится важная роль в искусстве продления жизни, так как основой долголетия является неустанный полезный труд.

Коменский дает новое определение значения труда как средства жизни, противопоставляя его прежнему значению труда как усилия, имеющего тя­жесть и опасности. Причина такой работы заключается в его телесных по­требностях, это труд «для его рта, ибо все, что он получал, клал себе и своим ближним в рот; изредка отнимая у рта, клал в мешок» [12, 93]. «Этими челове­ческими работами, — писал он, — только переливается вода из пустого в по­рожнее» [12, 93]. Работа для тела требует всех усилий человека, делает людей завистливыми, злобными, фальшивыми и есть глупость и забота.

Такому труду Коменский противопоставляет труд, осененный мудростью, предназначенный преобразовать человека и его душу. Он определяет значение труда, основываясь на аскетическом определении труда — «раз телу дано под­держивать себя скромной и простой пищей и питьем <...>, то очевидно, что и заботы о нем и работы для него нужно мало и скромно, как в стародавние вре­мена» [12, 94]. Фактически Коменский возвращается к противопоставлению труда ради удовлетворения потребности и труда как средства преобразования души, сформулированному в святоотеческий период развития христианства. Однако Коменский не ограничивается критикой только физического труда и обращается к характеристике духовного труда ученых, который, по его мнению, также не является позитивным, если не направлен на развитие души. Таким образом, значение труда Коменский определяет в идеологическом поле, в кото­ром означающим является душа, заменяющая означающее спасение.

 
<< Первая < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > Последняя >>

Страница 33 из 177