Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 162

В дидактической литературе, созданной Коменским формируются конст­рукты, благодаря которым молодой человек воспринимает себя как действую­щего субъекта. В пособии «Мир чувственных вещей в картинках» он формули­рует цель воспитания: научиться уму-разуму — значит научиться «правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать» [10, 234].

Выбор тем для описания мира чувственных вещей определяется у него на­мерением создания таких смысловых конструктов, которые бы выражали фор­мы активности человека. Характерно само определение школы как мастерской (officina), «в которой юные души воспитываются в добродетели». Коменский начинает книгу с описания картинки «Садоводство», используя для обоснова­ния выбора темы религиозную легитимацию, традиционную для христианского символического универсума. Он мотивирует выбор тем, что «первым трудом Адама было садоводство» [10, 266], следующей идет картинка «Земледелие», важность которого обосновывается тем, что «земледелие и скотоводство в древ­нейшие времена были делом царей и героев» [10, 239]. Далее идут описания технологических приемов: как производится мед, помол муки, хлебопечение, рыбная ловля, птицеловство, охота. Затем идет описание профессий: плотник, каменщик, кузнец, столяр и токарь, гончар переплетчик. Далее он переходит к описанию средства труда и места труда: машина, рудник. Для Коменского большую важность имеет книгопечатание, благодаря которому произошла ре­волюция в образовании, обеспечившая школе массовость. Он описывает искус­ство письма, бумагу, типографию, книжную лавку, книгу.

С точки зрения обоснования активности человека, в том числе трудовой Коменский отбирает наиболее важные нравственные добродетели человека: мудрость, трудолюбие, умеренность, мужество, терпение, человечность, спра­ведливость, щедрость. Трудолюбие (sedulitas) Коменский определяет, употреб­ляя термины labor (труд, работа), opus (дело, занятие), negolium (дело, заня­тие) [10, 272-273]. Коменский пишет, что трудолюбие «любит работу и избега­ет лени, всегда занято, как муравей и собирает себе, как и он, запасы всего». На картинке, изображающей трудолюбие, его символизирует жница, стоящая с граблями и серпом и выражающая земледельческий труд. Важно в данном слу­чае то, что Коменский, начиная определение трудолюбия, использует термин labor, имевший негативное значение тягости и усилия, затем использует ней­тральные термины opus и negotium, которые не содержат в себе характеристики тягости и страдания; это свидетельствует о том, что труд уже не определяется как негативное явление. Такой поворот позволяет ему перейти от характеристи­ки физического труда, который символизирует жница, к духовному труду, в данном случае обучению. Трудолюбие, обновивши силы отдыхом, «возвраща­ется к занятиям (negotia), — пишет он, — чтобы не привыкнуть к покою. При­лежный ученик подобен пчелам, которые с разных цветов собирают мед в свой улей» [10, 273]. При этом в своей системе интерпретации Коменский употреб­ляет метафоры труда, ставшие традиционны-ми со времен патристики — пчела как символ трудолюбия.

 
<< Первая < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > Последняя >>

Страница 32 из 177