Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 161

В этом контексте в позднее стали появляться философские и педагогиче­ские учения, которые обосновывали значимость производительного труда и высоко оценивали ремесла, речь идет о Ф. Бэконе, Парацельсе, Я.А. Коменском. Проект Великого Восстановления, созданный Бэконом, был радикальной про­граммой, направленной на создание условий для овладения тем знанием, кото­рое было утеряно с грехопадением Адама, а значит, на преобразование природы человека. Поэтому совершенно не случайно бэконовские идеи легли в основу педагогического учения Коменского. В саду Эдема труд для Адама был удо­вольствием, так как труд его состоял в реализации власти над природой. Нака­зание Адама после грехопадения Бог осуществляет опосредованно через землю, которая отныне родит «тернии и волчцы». В этой ситуации труд становится мукой и тягостью. Проект Великого восстановления указывал условия установ­ления власти человека над землей — науку и труд. Наука и особенно полезные, «практические искусства» интерпретировались как дар Бога недостойным де­тям. Для родоначальника эмпиризма практические искусства стоят выше чистой теории, так как именно активный подход к профессиональной и социальной жизни, труд помогал в установлении и реализации власти над природой.

Литературным выражением философских идей эмпиризма стало произве­дение Д. Дефо «Робинзон Крузо», в котором впервые после Гесиода прослав­лялся труд, подчеркивалась великая преобразующая сила труда, его роль в жиз­ни человека и общества. Закономерно в этой связи появление деизма, популяр­ного в тот период времени, так как вознесение человека до уровня творца мира было возможным лишь условии его выведения из под непосредственного влия­ния Бога.

Учение о науке Бэкона и «пансофия» Коменского служили руководством не только по методологии и теории знания и образования, но и выступали как смыслопорождающие структуры, необходимые для формирования новой мен- тальности, отвечающей духу времени. Бэкону принадлежит знаменитый лозунг «Знание — сила!», на многие века определивший ценностный статус науки, он же определяет человека как «мастера своей судьбы» [7, 464]. Пансофическая школа Коменского ставила своей целью познание вещей и подготовку к дея­тельности, чтобы «ученики в этом месте обучения учились не для школы, а для жизни. И пусть отсюда выходят юноши деятельные, на все годные, искусные, прилежные — такие, которым со временем можно будет без опасения доверить всякое житейское дело» [8, 47]. Коменский сформулировал идею, которая стала принципом организации новой школы — «тому, что должно делать, нельзя ина­че научиться, чем делая это. Отсюда и изречение: работая, мы работаем и над самими собою. Писарь становится писарем лишь писанием, художник • — рисо­ванием, певец— пением» [9, 570]. Благодаря восприятию этих учений и образо­ванию в их духе пуританская молодежь будет подготовлена к рецепции истинно христианской философии. Проект Великого Восстановления, контуры которого начертал Бэкон в своем знаменитом труде, включал в себя не только науки, но и медицину, образование и экономику.

 
<< Первая < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > Последняя >>

Страница 31 из 177