Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 160

Обоснование индивидуальной активности человека в своей жизни и своем спасении вновь актуализировало проблему свободы воли, которая в эпоху Ре­формации ставилась как проблема свободы и рабства воли. Решению этой про­блемы посвящен знаменитый спор Эразма Роттердамского и Лютера, спор, ставший посредствующим звеном между Реформацией и Новым временем в вопросе об отношении человека и Бога, положении человека в мире. Если Рот- тердамец отстаивает свободу воли человека, то Лютер настаивает на рабстве воли человека, подчиненной Богу. Идеологию Реформации отличает парадокс прогрессивного, освобождающегося от пут старого и вместе с тем зовущего назад христианства. Он был выражением утверждения бессилия человека в ме­тафизическом плане и его реального освобождения в практическом плане [1, 59].

Таким образом, сакральная концепция труда уступает место мирской, со­храняющей в себе элементы прежней сакральной концепции, так как цель труда трактуется сотериологически как спасение.

В дальнейшем изменение символического универсума происходило благо­даря появлению науки, актуализировавшей противостояние веры и разума. Ие­рархия ценностей прежней эпохи кардинально изменилась, главным образом благодаря изменению ценностного статуса Бога в иерархии мировоззренческих ценностей. Секуляризация общественной жизни привела человека к утрате трансценденции, ориентиром поведения человека перестало быть Небесное царство, то есть мир потусторонний. Однако, как отмечает X. Арендт, утрата веры в потустороннее бессмертие заставила обратить взоры людей к самим себе [5, 336]. В конечном счете, благодаря обращению к самому себе, осмыслению своего назначения и роли в мире человек утвердился в том статусе, который прежде принадлежал Богу. Именно изменение самооценки человека, утвержде­ние его в качестве сотрудника Бога, творца способствовало в дальнейшем пе­реоценке труда, который в новую эпоху стал определяться как способ реализа­ции человеком себя в мире. Со-трудничество с Богом мыслилось экспертами в первую очередь как преображение земли, проклятой за грехи Адама и произво­дящей тернии и волчцы. Западное христианство на протяжении своей истории в различных формах пыталось осмыслить и реализовать стратегию созидания «города-сада». По словам И.И. Свириды, «топос сада на протяжении всего раз­вития европейской культуры был связан с представлениями о Рае, воплощал постоянно присущую человеку тоску по Эдему» [6, 55].

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > Последняя >>

Страница 30 из 177