Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 159

Лютеровское понимание профессии и труда стоит под знаком отрицания монашества при одновременно подчеркивании роли активной жизни в противо­вес созерцательной жизни. Оставаясь в рамках аскезы, труд становится средст­вом достижения благочестия, усмирения плоти, радостного служения ближне­му. Мирской труд и религиозное служение рассматриваются им как равноцен­ные [4, 49], поэтому труд не нуждается более во внешнем оправдании и содер­жит в самом себе благо и выступает как критерий веры. Терпение и упорство, с которыми человек переносит свой удел, являются у Лютера, как пишет Соловь­ев, свидетельствами глубины веры: «Отправление мирских должностей и забот получает высочайший в христианской религии статус — статус несения кре­ста» [2, 58].

Формирование мирской аскезы как важного условия становления капита­лизма описано Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма». Определяя труд как призвание, через которое человек может реализовать свою избранность Богом, протестантские реформаторы придавали труду сакральный смысл, тем самым повышая его ценностный статус. Однако знаменитый тезис о внутримирской аскезе и связи святости и мирского успеха навел Вебера на мысль преобладающей роли духовного фактора в становлении капитализма. История же показывает, что не Рефор-мация, а Контрреформация завершила процессы капитализации общества [4, 51].

Трудовая этика, сложившаяся в раннебуржуазном обществе, легитимирует «святую хозяйственность», сформулированную в принципах организации хо­зяйственной жизни — рационализации хозяйства, отказа от сеньориального устройства жизни, идее сбережения, экономизации ведения хозяйства [3, 85-86]. Протестантизм обосновал индивидуальную активность человека, ставшего творцом своего мира. В этот период происходит легитимация повседневной жизни человека, активность которого направлена на работу, службу и семью. Повседневная реальность легитимируется как реальность мира труда, а труд становится средством уже не монашеской, а мирской аскезы, средством утвер­ждения в вере и, в конечном счете, спасения.

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > Последняя >>

Страница 29 из 177