Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 158

Новое идеологическое поле структурировалось вокруг того же означающе­го спасение, которое, однако, приобретало в кругу новых элементов поля и бла­годаря ретроактивному эффекту иное значение, чем в средневековой идеологии. Таким новым элементом была мирская аскеза, описываемая Лютером как сми­ренное претерпевание повседневных жизненных тягот. При этом она является формой индивидуальной мирской активности, которая рассматривается как внешняя — производительный труд — и внутренняя активность, обусловленная исходной посылкой реформационного христианства — человек не просто гре­ховное существо, но существо, сознающее свою греховность — и направленная на преобразование своей природы.

Значение труда устанавливается в идеологическом пространстве протестан­тизма благодаря означающему спасение, которое было главным и в идеологиче­ском поле средневековья. Реформационные процессы получили свою легити­мацию, обращаясь к авторитету Христа. Данное чистое означающее в идеологи­ческом поле протестантизма воспринимается как спасение в результате собст­венных усилий человека. Оно получает свое значение благодаря ретроактивно­му эффекту «пристегивания», после фиксации плавающих означающих, в свою очередь получающих свои значения. В данном случае важным в процедуре структурирования поля значений протестантизма было означающее труд, зна­чение которого Лютер установил благодаря спасению. Лютер развивает понятие труда благодаря изменению его значения, которое у него становится призвани­ем. Лютер использовал при переводе латинского слова vocatio (призвание), от­носящееся к монашеству, немецкое многозначное слово Beruf, что позволило ему реализовать намерение сказать о двойственности призвания. Призвание рассматривается им как духовное призвание и как профессия [4, 48]. Лютер соединил религиозное и мирское пространство путем подчинения мирских задач религиозной цели спасения, которое выразилось в появлении духовных конструкций, обосновывающих возможность участия человека в своем спасе­нии всею своей жизнью. Лютер определяет труд как форму добродетели, обра­щаясь к забытому в позднее средневековье изречению из Второго послания Павла к фессалоникийцам: «Кто не работает, да не ест». Отныне нет «честных» и «бесчестных» профессий, любая из них почетна и является средством спа­сения.

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > Последняя >>

Страница 28 из 177