Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 157

«Профессионалы представлений» раннебуржуазного общества при конст­руировании социальных значений труда руководствовались теми значениями, которые возникали в среде бюргерства, представлявшего собою достаточно массовый имущий слой, тесно связанный как с городским плебсом, так и кре­стьянами. Бюргерство было типом «работающего собственника» — того идеа­ла, к которому безуспешно стремились феодальные крестьяне. Бюргерство представляло такую форму хозяйствования, которая была основана на «при­быльной самоэксплуатации» [2, 58]. Конечно же, оно нуждалось в легитимации своей практики, которая противоречила господствующим средневековым цен­ностям, отрицающим наживу и приобретательство. В этот период появляется чрезвычайно популярная книга Альберти «О семье», пропагандировавшая де­ловую мораль и «святую хозяйственность» и создавшая тем самым условия легитимации капиталистического хозяйствования. При этом, как отмечает Зом- барт, происходило активное освоение античного экономического символиче­ского капитала. Всякий мало-мальски образованный человек читал сочинения древних. У Альберти часты ссылки на Катона, Колумеллу, Ксенофонта, Аристо­теля и Платона [3, 175].

Отсутствие соответствующей легитимации приводило к появлению у бюр­геров чувства неправедности их практики. Характеризуя духовное состояние европейского раннебуржуазного общества, Э.Ю. Соловьев пишет, что ему при­сущи апокалиптические настроения, обусловленные не только эпидемиями, нашествиями турков, но и абсурдностью экономической ситуации, в которой оказались предбуржуа — бюргеры. «Морально возвысить «честную наживу», — пишет Соловьев, — значило в ту пору найти для нее христианские санкции, убедить верующих в том, что трудолюбие, бережливость и производительное употребление нажитого с их помощью капитала представляют собою формы поведения, радующие бога и благоприятные для личного спасения» [2, 67]. Ре­формация была вызвана необходимостью изменения форм легитимации поведе­ния людей в раннебуржуазном обществе. Она трансформировала прежнюю со­циальную онтологию, которая теперь основывалась на принципе взаимосвязи сакрального и мирского пространства. Лютер освободил христианство от мис­тики и поставил на ее место набожность, ориентированную на библейскую, пророческо-евангелическую религию. Он отверг примитивные чувственные языческие культы и обряды, поставив на их место службу Богу. Возможность такого единения обеспечивалась новым статусом человека, который теперь мог общаться с Богом непосредственно и мог участвовать в своем спасении.

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > Последняя >>

Страница 27 из 177